Барельеф на стене своими руками: гипсовый, из штукатурки

Барельеф на стене – что это такое и способы его конструирования

Отправим материал на почту

  • Барельеф как элемент интерьера
  • Материалы для нанесения барельефа
  • Инструменты и приспособления для создания барельефа
  • Барельеф на стене своими руками
  • Подготовка основания.
  • Нанесение рисунка.
  • Подготовка смеси.
  • Нанесение рельефа.
  • Прорисовка.
  • Подсветка.
  • Барельеф дерево на стене
  • Барельеф цветы на стене
  • Конструирование мобильной формы
  • 1 вариант.
  • 2 вариант.
  • Монтаж подсветки
  • Коротко о главном

История сохранила много примеров редких барельефов. В Греции и Египте, на стенах старинных соборов и в шотландских замках. Средняя Азия может похвастать сохранившимися образцами барельефных мотивов, вьющихся по стенам мечетей, а Испанские дворцы вызывают восхищение тонкостью работ мастеров гипса и штукатурки. Человек всегда стремился украсить свой дом, сделать его оригинальным и неповторимым.

Барельеф как элемент интерьера

Во многих дизайнерских стилях присутствует элемент барельефа в интерьере:

  • Ампир – эпоха Наполеона Бонапарта. Стиль отличается помпезностью и торжественностью;
  • Ар нуво или европейский модерн. Стены залов украшают сказочными и романтичными панно;
  • Барокко – стилю присуща вычурность, много завитков, рюшей и других изящных элементов;
  • Классический или дворцовый – характеризуется дорогими материалами для отделки, позолотой и драгоценностями;
  • Готический – именно в этот период наиболее расцвёл обычай применять барельеф на стену в интерьере. Ими украшали католические храмы и монастыри.

Аристократические изыски канули в прошлое. Барельеф в интерьере городской квартиры или частного дома – вполне реально. Требуется немного художественного вкуса, усердия и строительные навыки.

Даже если делают несколько объектов по одному эскизу, каждый барельеф будет уникален и неповторим.

Материалы для нанесения барельефа

Строительные смеси, применяемые для отделочных работ, подойдут при оформлении стены в квартире.

  • Штукатурка – в продаже предлагают адаптированные сухие смеси с различным составом;
  • Шпатлёвка – масляная и алебастровая не подойдут, потому что они имеют низкую адгезию с грунтовкой. На этом этапе подойдут акриловые шпатлёвки на основе кварцевого песка. Шероховатые поверхности обеспечат прочное сцепление с будущей декоративной частью;
  • Гипс (гидрат сульфата калия) – подходит для начинающих ваятелей. Он быстро схватывается от 5 до 20 минут на застывание. Выбирают формовочный сорт с фракцией не более 0,2 мм;
  • Алебастр – зернистая более крупная фракция, изготовленная из перекалённого гипса;
  • Глина – подходит для лепки ботанического барельефа. Применяют красную чистую гончарную глину или с пластическими добавками;
  • Камень – очень прочная структура трудно поддаётся обработке, поэтому камнем занимаются только профессиональные резчики. Картина из камня смотрится эффектно, словно в старинном замке.

Инструменты и приспособления для создания барельефа

У мастеров имеется множество скребков и шпателей разного калибра, а простому любителю понадобится минимальный набор:

Деревянный короб монтируют для создания мобильного варианта барельефа, который позже займёт своё место в панно, а после очередного ремонта может быть передвинут в другое место.

Барельеф на стене своими руками

Выполняют статичные и мобильные формы. Первую создают сразу на вертикальной поверхности, где она займёт постоянное место. Вторую монтируют в отдельной коробке и накладывают на стену с помощью клея (лёгкие картины) или саморезов (картины с увесистыми формами).

Объёмная картина способна затушевать строительные дефекты, скрыть трещины, неровности или пятна. Кроме того, она выполняет декоративную функцию, становясь центральным объектом во всей обстановке комнаты. Орнаментом украшают пространство вокруг камина, у дверей и окон, занимают свободные стены, где раньше модно было вешать ковры.

В спальной комнате, стена у изголовья украшенная барельефом, придаст интерьеру благородный шарм.

Этапы выполнения барельефа:

Подготовка основания.

Камень, кирпич, бетон будут хорошим основанием под объёмную декорацию, обеспечивая крепкое сцепление с поверхностью. Чтобы улучшить адгезию, предварительно обрабатывают грунтовкой.

Поверхность выравнивают, оштукатуривая, чтобы не были видны трещины или пустоты. В штукатурный раствор вносят армирующую сетку, которая в разы увеличит прочность элементов, не допустит растрескивания или поломки. Сверху ещё раз покрывают грунтовкой. Если работа будет производиться на готовой оштукатуренной плоскости, то её только грунтуют.

Затем наносят шпаклёвку в 2-3 слоя, прокладывая между ними стеклохолст, предотвращающий появление микротрещин. Всю конструкцию оставляют до полного высыхания в течение трёх дней.

Пространство вокруг предполагаемой фигуры отделяют малярной лентой, создавая квадрат или прямоугольный участок.

Нанесение рисунка.

Для создания барельефа на стене сначала рисуют эскиз формы. На кальке или плёнке создают рисунок, а потом переносят на мокрую штукатурку. Чёткие линии станут подсказками во время пластики элементов.

Подготовка смеси.

Гипс или алебастр разводят небольшими порциями, учитывая скорость схватывания раствора. Используют смесь, только потом готовят следующую.

Нанесение рельефа.

Мелкими мазками формируют намеченный узор, чтобы он как будто отступил от стены на некоторое расстояние. Всю толщину сразу не накладывают, а делают послойно. Каждый слой должен высохнуть отдельно.

Прорисовка.

Готовую скульптуру покрывают акриловой краской, добавляя колер по эскизу. Края отбивают полутенью или оставляют одноцветный коллаж.

Подсветка.

Монтируют лампы и диодные ленты, оттеняющие рельефные выступы картины.

Барельеф дерево на стене

Стена подготовлена по всем правилам. Линии рисунка перенесены с кальки на стену. Готовят густую акриловую шпатлёвку с кварцевым песком.

Мастихином начинают формировать ствол, нанося толстый слой с верхних толстых ветвей, постепенно опускаясь основанию. Чтобы создавать объёмное изображение, передний план ствола делают более толстым, снижая толщину к краям. Прорабатывают заметные ветви и оставляют просушиваться на 24 часа.

Наносят второй слой декоративной штукатурки, создавая объёмное изображение и фактуру коры дерева. Повторно просушивают и ошкуривают сухой ствол. Затем наносят подложку белого цвета на дальний план, под ветви и на небо, уточняя рисунок по эскизу.

Белый ствол окрашивают коричневой краской, тщательно промазывая все неровности. Не давая поверхности высохнуть протирают тряпкой, слегка снимая с выступающих частей. Проявляется чёткая фактура коры дерева. Повторное покрытие создаёт несколько тонов одного цвета.

Третий слой наносят валиком, а цвет уже будет серый, четвёртый охра, пятый – лессирующая краска с добавлением белил. Они усиливают контраст и создают естественный цвет коры. Ветви не прокрашивают до самого верха, оставляя впечатление молодых веточек.

Переходят к прорисовыванию листвы, начиная с дальнего плана. Кроющую краску колеруют в нужные цвета. Дальний план прорисовывают более светлым зелёным цветом, а для ближнего берут тёмный, насыщенный. Нарисовав дальний план, его покрывают лессирующей краской с белилами, дают просохнуть и переходят к рисованию переднего. Прослойка создаёт эффект пространства, дерево приобретает объем. Последний слой выписывают тёплым светло зелёным цветом, создавая свет и пространство внутри кроны. Прикорневую зону расписываем под цвет почвы с вкраплениями травянистого покрова.

Читайте также:
Шпаклевка стен своими руками: под обои, покраску, видео

Барельеф дерево на стене в общей комнате смотрится потрясающе, задавая тон общей обстановке!

Видео описание

В этом видео показано, как создавался барельеф изысканного дерева в гостиной:

Барельеф цветы на стене

Букеты, бутоны или отдельные цветы тоже доступны начинающим художникам декораторам – принцип тот же. Потрясающе смотрятся лилии в интерьере комнаты.

Эскиз создают на кальке и переносят на штукатурку. Можно разбить рисунок на мелкие квадраты и скопировать карандашом каждую секцию.

Мастихином и акриловой смесью прокладывают стебли, стараясь, чтобы центральная часть была самой высокой в композиции. Выписывают лепестки, середины, делая тычинки крупно фактурными. Лепесток одной стороной возвышается, а другая прилегает к стене.

Потом закатывают валиком весь барельеф с цветами и стену белой акриловой краской. Отбивают край рисунка золотой полутенью. Объёмная картина готова!

Видео описание

В этом видео инструкция для начинающих ваятелей:

Конструирование мобильной формы

Для изготовления съёмной формы барельефа, берут деревянный короб с задней фанерной стенкой. Размер ящика совпадает с габаритами задуманной детали. На фанеру настилают полиэтиленовую плёнку или пергаментную бумагу. Следят, чтобы не было складок или морщин, которые отпечатаются на готовом изделии.

1 вариант.

Растительное масло слегка загущают солидолом и смазывают подложку. Кладут кусок мягкого пластилина и формуют предмет, который должен стать барельефом.

Пластилиновую заготовку смазывают маслом и заливают Смесью акриловой штукатурки. Оставляют не менее, чем на сутки до полного застывания. Затем снимают и получают форму для заливки.

Дно формы снова смазывают маслом, заливают акриловой штукатуркой и оставляют сохнуть. Через сутки готовый предмет можно клеить на стену в любом месте.

В продаже есть готовые предметы для формирования барельефа на плоскости, но выбор ограничивается несколькими моделями. Чтобы создать неповторимое произведение, придётся потрудиться самому.

2 вариант.

В ящик накладывают густую смесь в несколько сантиметров и начинают выписывать детали. После высыхания, добавляют смеси и увеличивают объем, продолжая мастихином обработку деталей. Так происходит несколько раз, пока не достигается заданная толщина элемента. Готовое изделие оставляют сохнуть, вынимают из ящика и монтируют на вертикальную поверхность. Второй вариант сложнее, для этого необходимо натренировать руку для работы с мастихином.

Так получают безграничное количество элементов, из которых декорируют задуманный барельеф.

Монтаж подсветки

Даже если барельеф окрасить в яркие тона, без правильно устроенной подсветки, теряется глубина мазка, фактура становится невыразительной, пропадает объем. Включённый свет оживляет панораму, контрастно выделяет выпуклости.

До начала создания объекта в стену монтируют проводку, заранее проектируя выход контактов. Дизайн светильника не должен выделяться и перебивать тему скульптуры. Лучше, если он будет незаметен в общем фоне или быть в одном стиле с рельефом.

Свет направленный снизу создаёт впечатление большого объёма. Сверху – выделяет основные части. Спрятанная внутри рельефа светодиодная лента мягко подсвечивает все детали.

  • Китайская тематика – квадратные фонарики;
  • Барельеф в арабском стиле – марокканский светильник;
  • Лилии – точечные лампочки в каждой чашечке;
  • Растительный орнамент во всю стену – обрамление светодиодной лентой по периметру.

Подсветка, соответствующая теме, сделает объект ещё элегантней.

Коротко о главном

Барельеф своими руками – это не фантастика! Достаточно немного художественной жилки и прилежания. У вас получится изысканный шедевр, который с удовольствием оценят друзья и родственники.

Украшение стен барельефом сделает жилище по настоящему оригинальным и нарядным. Высший пилотаж – грамотное обрамление декорации подсветкой.

Картину можно применить для зонирования пространства комнаты. В спальне отделать изголовье, в детской придумать смешные сценки, а гостиную украсить растительным орнаментом или лилиями.

Строительные магазины предлагают инструмент и готовые смеси, с которыми несложно начинать ваяние.

Как сделать барельеф на стене своими руками: мастер класс

Люди всегда стремятся сделать свое жилище уникальным и красивым. И как бы ни было сложно добиться оригинальности в типовой квартире, выход найдется всегда. Одним из самых нетривиальных и изящных решений является создание барельефа. Многим начинающим мастерам кажется, что это слишком сложная работа, однако это совсем не так. Чтобы вылепить настенное панно, не обязательно быть художником или скульптором. Посмотрев видео с мастер-классом по созданию барельефа на стене своими руками для начинающих, и познакомившись с пошаговой инструкцией, приведенной ниже, вы без особого труда справитесь с поставленной задачей.

Необходимые материалы и инструменты

Для создания барельефа понадобятся некоторые специфические инструменты, которые можно приобрести в строительном и художественном магазинах.

Перечень материалов и приспособлений, которые понадобятся для работы:

  • эскиз изображения;
  • полиэтиленовая пленка;
  • кельма;
  • карандаш;
  • маркер или ручка;
  • трафареты;
  • гипс или гипсовая шпатлевка (также можно использовать глину или алебастр);
  • специальная грунтовка;
  • малярные кисти;
  • мастихины (специальные лопатки разных размеров, которые используют для создания объемных изображений, могут быть пластиковыми или металлическими);
  • скульптурные петли;
  • малярный скотч;
  • резиновые перчатки;
  • для цветных барельефов – колер или краска нужного оттенка.

Подготовка

Все мастер-классы по барельефу начинаются с подготовки эскиза. Но самый первый, подготовительный шаг – это выбор помещения и стены, где планируется создание объемной композиции.

  • Сначала нужно продумать интерьер помещения, где будет находиться барельеф. Объемные изображения можно сделать в любой комнате, однако чаще всего их можно увидеть в гостиных и спальнях.
  • Затем нужно определиться со стеной, на которой будет создаваться барельеф. При этом нужно учесть, сколько места займет панно, хватит ли на него свободного пространства. Обязательно принимается во внимание освещение, т. к. от света зависит восприятие произведения. Если его недостаточно, имеет смысл организовать дополнительную подсветку барельефа.

Теперь можно выбирать подходящий эскиз. Новичкам не стоит сразу браться за сложные многослойные и очень объемные фигуры. Для набора опыта можно ограничиться более простыми формами: листьями, цветами или плодами. Не следует сразу же пытаться выполнить сложную сюжетную картину, где есть много действующих лиц. Но и слишком примитивные изображения тоже брать нет смысла: они будут смотреться не очень интересно.

Читайте также:
Стеклянные перегородки в квартире: раздвижные, межкомнатные, интерьерные (34 фото)

Начинающим мастерам проще работать с гипсом или гипсовой штукатуркой. Они пластичные, хорошо держат форму, быстро схватываются.

Создание барельефа из гипсовой штукатурки

Начаться работа над барельефом должна с подготовки изображения, которое будут переносить на стену.

Остановить внимание рекомендуется на эскизе с максимально четкой прорисовкой.

Этап № 1. Работа с эскизом

На этом этапе создается и переносится на стену эскиз барельефа.

  • Сначала картину переносят на бумагу, которую затем сверху накрывают пленкой и перерисовывают на ней контур. Рисунок можно обводить ручкой, маркером или фломастером. Самое главное, чтобы он не стирался. Изображение готово.

  • Теперь подготавливают основание. На стену наносят слой акриловой шпаклевки или марсельского воска. После этого можно обработать стену мелкозернистым гипсом (сатенгипсом), тогда она не будет идеально ровной, и шпаклевка будет лучше прилипать к ней. Это будет основа будущего барельефа. Шпаклевку разравнивают шпателем, затем слою дают немного подсохнуть.
  • Когда материал начнет схватываться, примерно через 15–20 минут, на него можно перенести свой рисунок. Пленку закрепляют на стене с помощью малярного скотча. При этом один край нужно оставить свободным, чтобы можно было его приподнимать, когда это понадобится. Затем трафарет на полиэтилене обводят карандашом или другим подходящим предметом, например обратной стороной кисти или стилусом. Изображение впечатывается в стену.

Этап № 2. Основная часть

Теперь переходят непосредственно к формированию барельефа. Это самый длительный этап, в процессе которого изображение постепенно становится рельефным.

  • Шпаклевку слой за слоем наносят на стену по нарисованному контуру.
  • Каждому слою дают просохнуть, а только потом наносят следующий.

Шпаклевка должна быть в меру густой, пластичной и твердеть постепенно.

  • Все детали барельефа прорисовывают мастихинами, а в сложных местах используют скульптурные петли.

Если детали будут очень выпуклыми, то в стену желательно вкрутить саморезы, которые будут армировать конструкцию. Это позволит барельефу сохранять форму и не осыпаться.

Этап № 3. Доработка, закрепление и окраска

Завершающий этап – это закрепление барельефа и его последующая окраска.

  • Законченное панно нужно хорошо высушить.
  • Потом можно подравнять барельеф наждачкой, загладить шероховатости и острые углы. Здесь важно не перестараться и не убрать слишком много. На этом же этапе подправляют все мелкие огрехи: замазывают щели, прорезывают мелкие детали и т. д.
  • Готовый барельеф обрабатывается грунтовкой, а после ее высыхания – краской. Для шпаклевки лучше всего подойдет водоэмульсионная краска.

Совет. Чтобы стена вокруг барельефа не смотрелась слишком ровной, на нее можно нанести слой штукатурки, а потом пройтись по ней сложенным полиэтиленовым пакетом или смятой бумагой. Поверхность сразу станет фактурной.

Создание барельефа из гипса

Отдельно следует разобрать, как сделать барельеф на стене своими руками из гипса, т. к. технология несколько отличается. С этим пластичным материалом, который предполагает множество вариантов, удобно и легко работать и профессионалам, и новичкам.

Для лепки объемных деталей лучше использовать смесь гипса и клея ПВА. По консистенции материал должен напоминать пластилин.

  • Необязательно долго формировать слой за слоем каждую деталь барельефа. Для большинства типовых изображений выпускают готовые формы. Их можно найти в специализированных магазинах и отделах для творчества. В формы заливают гипсовую смесь и просушивают ее. Готовые элементы вынимают из форм и приклеивают в нужных местах панно. Несложные композиции могут быть полностью скомпонованы из таких элементов.

  • Некоторые детали придется вылеплять вручную и затем прилеплять на стену, например, так делают виноградные кисти или миниатюрный листочек.
  • Если детали довольно большие, то желательно внутри формы поместить проволоку, которая будет армировать конструкцию.
  • Когда изображение готово, заделываются все щели. Для этого можно использовать как сам раствор, так и герметики белого цвета.
  • Готовую картину покрывают грунтовкой, благодаря которой барельеф не будет сыпаться и пачкаться.

Загрунтованный барельеф из гипса при желании можно раскрасить.

Создание барельефа своими руками – вполне посильная задача даже для новичка. Если после прочтения инструкции какие-то моменты остались неясными, обязательно посмотрите мастер-класс по изготовлению объемной картины на стене.

Барельеф своими руками: мастер-класс для начинающих — скульптурный шедевр на стене | (100 Фото & Видео)

Часто люди нанимают специалистов, чтобы обустроить свой частный дом или квартиру. Однако услуги дизайна и ремонта дорогие. Поэтому многие предпочитают самостоятельно делать косметические ремонты с использованием разных материалов.

Рассматривая наиболее экономичные способы декоративной отделки стен, каминов, дверных проемов, потолков или других поверхностей следует отметить барельеф. Своими руками украсить гостиную или другую комнату такими композициями может каждый без профессиональных навыков.

На фото барельефа можно посмотреть, какие красивые лилии, тюльпаны и другие шедевры получаются в итоге. Разместить объемное изображение на вертикальной поверхности можно в любом в подготовленном заранее месте. Такой оригинальный элемент интерьера визуально меняет комнату, устраняет недостатки на стене.

Барельеф можно сделать в любом помещении, будь то кухня, прихожая или спальня. Он может быть представлен как отдельный орнамент или единая композиция. Разместить объемное изображение можно как в центре стены, так и разбить его на несколько элементов. И те, и другие смотрятся прекрасно, украшая комнату.

Разновидности барельефов

Прежде чем приступить к созданию барельефа, следует ознакомиться с его разновидностями. Изображение должно выступать над поверхностью стены не более, чем на половину объема. Если же композиция будет выступать больше, чем наполовину, то ее принято называть горельефом.

Создать объемный рисунок на поверхности стены можно с помощью отлива цельной формы, а также собрать его из отдельных элементов. К остальным типам барельефа следует относить:

  1. Орнаментальные — композиция, состоящая из орнаментов и узоров
  2. Сюжетно-изобразительные — барельефы, в центре которых находится какая-то картина
  3. Сплющенные — объемные изображения, между деталями и плоскостью которых принято соблюдать минимальное расстояние
  4. Облицовочные — композиции, которые используются при проведении работ облицовочного характера. Чаще всего такие барельефы создаются в качестве орнаментальных
  5. Живописные — плоские фигуры, на которых можно заметить элементы природы
  6. Многоплановые — во время работы применяются разные компоненты, эффект теней, контрасты

В кухне подходящим вариантом станут объемные композиции с изображением домашних животных, утвари, овощей и фруктов. Для оформления детской спальни лучше выбирать легкие и яркие панно с героями из сказок и мультиков, которые, будто статуи, расположились в стене.

Читайте также:
Отделка стен пластиковыми панелями: способы крепления

Особенности

Барельеф на стене

Барельефы обладают некоторыми особенностями, которые их отличают от других видов декоративной росписи. Они включают в себя:

  1. Высокая цена. Создание выпуклых изображений осуществляется с применением материалов, отличающихся высокой стоимостью. Даже шпаклевочное вещество должно владеть высочайшим уровнем качества, но затраты оправдываются появлением уникального интерьера
  2. Применение готовых плит. Чтобы снизить продолжительность монтажных работ, владельцы квартир иногда используют полностью готовые плиты, которые устанавливаются сразу на выровненном основании. А оформляемый на поверхности самой стены барельеф играет роль монолитной лепнины
  3. Отсутствие выделения цветов. Объемность создается подсветкой, отражающейся от выпуклостей на изображении. Грамотно расставленные светильники позволят акцентировать внимание на деталях композиции после включения искусственного освещения в определенный промежуток времени
  4. Функциональность. Выполняя роль декоративной отделки, барельефные композиции хорошо справляются и с другими задачами. Например, они маскируют мелкие неровности основания, сглаживают переходы между функциональными участками, визуально увеличивают или уменьшают площадь окружающего пространства, придают уникальности помещению

Мастер-класс для начинающих

В большинстве случаев для создания эксклюзивного барельефа применяется гипс. Прежде чем приступить к основной работе, следует тщательно подумать над рисунком, заранее подготовить эскиз. При этом будущая композиция должна сочетаться с общим фоном стены, остальными предметами интерьера. Работа кропотливая, но результат стоит потраченного времени и сил.

Необходимые инструменты и материалы

Для лепки потребуются специальные инструменты, которые можно купить в любом строительном магазине или в отделе с художественными товарами

Для дальнейшей работы понадобится:

  • ведро или любая другая емкость для приготовления смеси
  • губки из абразива
  • краски
  • кисти
  • ножи
  • наждачная бумага
  • кельма
  • мастихины для создания объемных изображений
  • полиэтиленовая пленка
  • ручка, маркер, карандаш
  • малярный скотч
  • шпатель
  • скребки
  • грунтовка
  • перчатки
  • трафареты

Для создания барельефа вручную можно использовать разные материалы

Чаще всего для этого применяется:

  • гипс
  • алебастра
  • глина
  • шпатлевка
  • гипсовая или декоративная штукатурка
  • полиуретан

Чаще для изготовления изображений используется гипс. Этот материал является экологически чистым и простым в применении. Из него можно изготавливать как простые так, так и более сложные композиции.

На гипс легко нанести акриловую краску, которая поможет защитить барельеф от повреждений. Если на композицию намазать слой лака, клея или грунтовки, то это усилит ее прочность.

Подготовительные работы

На первом этапе мастер-класса по изготовлению композиции выполняются очистительные работы, подразумевающие удаление покрытия, которое уже утратило свою декоративность. Затем стена очищается от накопившейся грязи и пыли, устраняются обнаруженные дефекты, сглаживаются дыры на поверхности, чтобы она была ровной.

Когда нанесенные слои раствора или другого строительного материала полностью высохнут, стена обрабатывается грунтовкой и высушивается. На следующем этапе наносится шпаклевка. Стена должна полностью высохнуть для дальнейших работ.

Будущую композицию рекомендуется подобрать заранее, а затем на стене сделать карандашом ее набросок. Чтобы результат порадовал, неопытным мастерам лучше использовать изображения птиц, растений и несложных геометрических фигур.

Размер рисунка на шаблоне должен четко соответствовать объемам будущего барельефа. Кроме того, можно рисовать не сразу всю картину в деталях, а только очертания главных объектов.

Основной процесс

Формирование мелких деталей

После этапа подготовки следует приступить к основным работам. Пошаговое руководство:

  1. Сначала из четырех фанерных реек или кусков гипсокартона изготавливается невысокий ящик, ширина, длина и глубина которого должны соответствовать будущему барельефу. Можно использовать плотный картон
  2. Его внутренняя поверхность застилается полиэтиленовой пленкой. Ее необходимо расправить, чтобы количество складок было минимальным, или они полностью отсутствовали
  3. Далее вовнутрь заливается раствор, приготовленный из штукатурки, гипса или цементно-песчаного состава с соблюдением соответствующих пропорций
  4. Полученную смесь аккуратно переложить в фанерную или деревянную коробку с предварительно застеленной там пленкой

После процедуры заливки следует подождать некоторое время до полного затвердевания смеси. Если в составе есть цемент, то процесс высыхания будет длиться около 10–12 часов, иначе слой бетона не сцепится с вертикальной поверхностью.

На подготовленном барельефе формируются мелкие детали изображения, в контурах которых наращиваются объемные выпуклости с помощью заново приготовленной смеси. Чтобы каждый из слоев схватился и затвердел, аналогичные процедуры придется осуществлять несколько раз.

Мастеру надо помнить, что излишки алебастра устраняются ножом. Делается это тогда, когда материал еще не успел схватиться.

Линии элементов композиции корректируются резцами, а поверхности выравниваются наждачной бумагой. Если создается углубленный рисунок, материал удаляется при помощи резцов и стамески. Во время процедуры поверхность барельефа можно смачивать для более легкого извлечения смеси.

Монтаж к стене

Следующий этап — присоединение отлитых деталей к основанию или монтаж непосредственно к самое стене. В процессе такой работы стыки между элементами заделываются гипсом и выравниваются наждачной бумагой.

Чтобы прикрепить отдельные части барельефа к стене, потребуются специальные крепления. Пошаговое руководство:

  1. Понадобятся рифленые гвозди с мелкой резьбой длиной 80-120 мм. Их следует вбить в пластиковые дюбеля
  2. Точки крепления следует делать в наиболее толстых местах на поверхности стены. Их заранее необходимо разметить с помощью карандаша или маркера примерно на одинаковом расстоянии друг от друга
  3. Загнать гвозди в стену на глубину около 50-60 мм
  4. Над поверхностью гвозди должны выступать примерно на 15-20 мм
  5. Сверху крепится готовый барельеф

Обратное литье

Обратное литье

Другим методом крепления является обратное литье. Пользующиеся им мастера извлекают из формы только что застывшую плиту и делают на ее лицевой стороне контррельеф.

Делается это следующим образом:

  1. Для начала создаются элементы, изготовленные из гипса или алебастра
  2. Далее их необходимо выложить на плоскую поверхность, которая предварительно застилается полиэтиленовой пленкой
  3. Каждый элемент смазывается ланолином, за счет чего детали хорошо прилегают к поверхности. Этот состав впитывается через 2 часа после нанесения. При этом на поверхности моделей появляется характерный жирный блеск
  4. Четвертым шагом необходимо подготовить гипсовый или алебастровый раствор, которым впоследствии обмазываются изготовленные элементы. Толщина слоя при этом должна составлять около 1 см
  5. Пятый шаг — обмазка обрабатывается каркасом из мягкой проволоки, а ветви скрепляются между собой с помощью медной проволоки
  6. Сделать из песка и цемента раствор, обмазать им детали. Толщина слоя при этом должна составлять не менее 5 см
  7. Следующим шагом формируется опорная поверхность, которую принято называть изложницей
  8. Детали отделяются от материала, на котором выкладывались элементы. Сделать это можно при помощи клина
  9. Внутренняя часть опорной поверхности зачищается посредством медной щетки, а образовавшиеся дефекты устраняются алебастром или гипсом
  10. С изложницы удалить облой, от внутреннего ребра — фаску
  11. Внутреннюю часть изложницы смазать ланолином
  12. Внутренняя часть наполняется послойными шарами массы для литья
  13. Затем вставляются формы-проушины с ручками, с помощью которых композицию легче переносить
  14. Последний слой раствора заливается тогда, когда проушины будут плотно сидеть в композиции
Читайте также:
Арки из гипсокартона своими руками: межкомнатные, дверные

Косметические работы

Образовавшиеся швы и отверстия устраняются затирочным, шпаклевочным или алебастровым раствором, а затем подвергаются шлифовке. На финишной прямой монтажных работ барельеф обрабатывается лаком и покрывается краской.

Эти вещества укрепляют поверхность композици, улучшают ее сопротивляемость к воздействию высокой влажности воздуха и делают внешний вид декоративной стены более привлекательным.

Применение шнура

Этот метод изготовления барельефа считается самым простым. Он подразумевает применение гипсового раствора и простой бельевой веревки. Рисунок следует нанести на фрагмент пенопласта или доски ДВП.

Затем необходимо уложить веревку в нанесенные особым образом линии. Перед этим действием ее надо смочить в гипсовом растворе.

Когда изделие полностью подсохнет, поверхность нужно обработать раствором гипса. Делается это кистью. Подобный декор можно использовать для отделки, наклеив его на вертикальную поверхность.

Таким же способом можно декорировать различного рода мебель, например, скамейки. Для этого необходимо уложить скамью как можно удобнее, затем нанести барельеф с одной стороны. Когда композиция высохнет, то же самое проделывается с противоположной стороной.

В заключение фактуру можно покрасить и затонировать в любой оттенок.

Меры безопасности, советы и рекомендации

Прежде чем приступить к изготовлению барельефа, необходимо принять во внимание, что алебастр и гипс (в виде пыли) являются вредными для человеческой кожи материалами

Они провоцируют раздражение, шелушение, поэтому во время работы мастер должен соблюдать некоторые правила безопасности:

  1. Использование защитных резиновых перчаток
  2. Использование защитных очков, которые не дадут пыли и мелким частицам попасть в глаза
  3. Использование респиратора во время работы с раствором

Такие меры безопасности отлично защищают бронхи и легкие от пыли, которая появляется при работе со шпаклевкой и штукатуркой. Защитные средства должны находиться на человеке на протяжении всего рабочего процесса.

Весьма важно корректно организовать все этапы создания барельефа

Для этого рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Рядом со стеной будет правильно установить хороший источник света, чтобы было видно все недостатки, которые весьма важно устранять до застывания материала
  2. Соблюдение рецептуры при замешивании раствора
  3. Оптимальная консистенция раствора. Если смесь будет слишком густой, то надо добавить небольшое количество воды. Но она не должна быть чересчур жидкой
  4. Прежде чем осуществлять работы со стеной, неопытные мастера должны немного потренироваться с нанесением гипса на деревянную поверхность
  5. Все необходимые инструменты и материалы должны быть заготовлены заранее

Реставрация и уход за барельефом

Иногда случаются различного рода неприятности, например, откалывание отдельных частей барельефа. Кроме того, со временем композиция теряет свою изначальную привлекательность. В местах крепления со стеной могут образовываться зазоры.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо осуществить реставрацию композиции. Ломающиеся элементы восстанавливаются при помощи аналогичного состава раствора, который должен изготавливаться точно такой же консистенции. Образовавшееся зазоры просто замазываются готовой смесью.

Если барельеф был окрашен насыщенными красками, которые со временем утратили свою яркость, то на рисунок наносится новый слой акрила. Чтобы композиция дольше сохранила свою привлекательность, ее следует покрывать слоем лака.

Рельефное изображение гипсом или другим аналогичным материалом выделяет часть стены или становится центральным элементом целого помещения. Барельефы в комнате всегда будут вызывать удивление и приковывать внимание гостей.

Для их изготовления совсем не обязательно тратить большие средства. Если следовать инструкции, то создать шедевр на своей стене можно самостоятельно.

Видео с мастер-классом представлено ниже.

Барельеф для начинающих своими руками | Художник Наталья Боброва

Барельеф своими руками: мастер-класс для начинающих — скульптурный шедевр на стене | (100 Фото & Видео)

Как сделать своими руками барельеф из декоративной штукатурки?

В современном дизайне есть очень модное направление – барельеф из декоративной штукатурки. Древняя техника украшения стен объемными изображениями долгое время была незаслуженно забыта и использовалась только для создания монументальной скульптуры и оформления общественных мест.

Создание декора из лепнины в жилище и до сих пор могут позволить себе немногие: художественный уровень такой работы дает возможность мастеру оценивать свой труд достаточно высоко. Но приемы изготовления барельефа не представляют особенной сложности. Основное препятствие на пути самодеятельного дизайнера – убежденность в том, что сделать своими руками красивый барельеф на стене очень трудно.

Можно ли сделать барельеф своими руками?

Существует 2 способа монтажа декоративного панно на стенах помещений: покупка готовых плит с фрагментами лепнины и создание изображения прямо на стене. В первом случае укладка деталей панно напоминает выполнение облицовочных работ с кафельной плиткой. Для крепления элементов используются жидкие гвозди или плиточный клей.

Другой способ сложнее, но гораздо интереснее, так как требует проявления творческих способностей. Для выполнения отделки нужно иметь минимальные навыки работы с пластичными материалами (на уровне школьных уроков лепки), пространственное воображение и умение рисовать. При желании можно воспользоваться готовыми рисунками или орнаментом, перенеся их на стену с помощью проектора или увеличивая по клеткам.

Создание самого рельефа потребует терпения и аккуратности. Большое значение имеет используемый в работе материал. Для получения хороших результатов лучше всего использовать финишные штукатурки на гипсовой основе или декоративные смеси с очень мелкой фракцией наполнителя. Они хорошо поддаются шлифовке, пластичны и обладают однородной структурой, что позволяет выполнить даже мелкие детали.

Как подготовить рабочее место?

Гипсовые смеси имеют свойство застывать в течение 15-20 минут. Это дает возможность легко и надежно закреплять на стене детали рельефа, лепить нужные фрагменты прямо на штукатурке. Но эта же особенность гипса может мешать начинающему декоратору, которому приходится работать очень медленно. Единственный выход из этой ситуации – делать большое количество раствора для лепки крупных деталей, когда его можно набрасывать на стену как обычную штукатурку и замешивать немного гипса, если требуется кропотливая работа по созданию мелких деталей.

Читайте также:
Трафареты для стен под покраску: распечатать и нарисовать

Чтобы не отрываться в процессе работы на поиски нужного инструмента, следует все приготовить заранее. Для самодеятельного скульптора потребуются:

  • финишные гипсовые смеси или декоративная штукатурка;
  • валик;
  • кельма;
  • шпатели разного размера или мастихины;
  • емкость;
  • влажная тряпка;
  • стамески с разными жалами или набор резцов для дерева или гипса.

Для разных техник исполнения выпуклого узора могут понадобиться полосы из марли или ветоши, сухие колосья и травы или другой декор. Для создания повторяющегося орнамента нужно заранее заготовить трафареты. Пригодятся и акриловые краски, губка и сухая тряпка. Если планируется создавать рельеф с деталями, очень далеко выдающимися над уровнем стены, стоит запастись и проволокой.

Как сделать барельеф?

Стена, на которой будет создаваться барельеф из штукатурки, должна быть подготовлена к отделке: ее нужно выровнять и прогрунтовать составом глубокого проникновения в 2 слоя. Если на поверхности требуется декоративная отделка фактурной штукатуркой, то не следует покрывать ее воском или лаком. Барельеф будет хорошо держаться только на необработанной стене.

В качестве фона под панно может быть нанесен собственный рельеф. Сделать его нужно на ограниченном участке стены, там, где планируется выполнить объемную отделку. Ориентируясь на общие внешние контуры скульптурного изображения, сделать отметку, до которой должна распространиться фоновая фактура. Такой прием позволяет более органично вписать скульптурное изображение в поверхность стены. Самую простую фактуру можно сделать с помощью длинноворсового валика и гипсовой шпатлевки: нанести тонкий слой смеси на стену в пределах очерченных границ и прокатать свежую штукатурку валиком. После отвердения слоя (24 часа) можно перейти к нанесению рельефа.

Перенести рисунок на подготовленную поверхность, отмечая расположение его деталей внутри контура. Там, где слой штукатурки будет особенно толстым, можно сделать отверстия и вбить дюбели. На саморезах барельеф на стене сможет держаться, как на арматуре. Некоторые детали можно вылепить или отлить отдельно, а затем приклеить их к стене.

Дальше начинается исключительно творческая работа:

  1. Согласно эскизу, нанести внутри контура подготовленный раствор из воды со штукатуркой (готовить по инструкции изготовителя смеси). Вариантов на этом этапе множество: можно делать рельеф сразу, если рисунок достаточно простой или сначала приподнять контур над поверхностью, чтобы вылепить детали позже. Некоторые элементы рисунка можно вдавить в штукатурку, нанесенную специально для этого толстым слоем. Основное правило при формировании композиции – самый близкий или центральный фрагмент должен выступать над стеной сильнее всего. Второстепенные и удаленные детали имеют меньшую высоту.
  2. Прикрепить вылепленные отдельно детали на слой сырого гипса и замаскировать швы, замазав их гипсом. Если нужно сделать сильно выпирающий вперед фрагмент (рог, нос, стебель или лист), то в качестве арматуры нужно использовать проволоку, закрепив ее на стене в слое гипса и высушив форму в течение 1-2 часов. На эту основу наносить штукатурку, формируя нужную часть рисунка.
  3. Проработать мелкие детали, используя мастихины или резцы, нож и любые удобные для этого инструменты. Детали на схватившемся, но еще влажном гипсе легко можно процарапать, прорезать или нарастить с помощью собственных пальцев.
  4. Завершенный барельеф оставить на несколько часов до отвердения. Наждачной шкуркой отшлифовать поверхности, снимая лишнее и устраняя дефекты. Если часть рисунка не устраивает мастера, ее можно исправить, нанеся немного раствора и вылепив недостающее.

Просушив готовую скульптуру в течение 3-5 дней, в зависимости от толщины слоя, окрасить ее цветными акриловыми красками или произвести оттеняющую объем обработку. Для этого нужно приготовить краску, колеруя ее в темные оттенки бежевого, серого, песочного цвета. Нанести акриловую эмульсию губкой, стараясь хорошо прокрасить впадины рельефа. Протереть сырую поверхность сухой тряпкой, снимая излишки краски с выпуклых мест. Нанести фрагментарно в нужных местах белую краску или позолоту, серебрение, глиттеры.

Только после полной готовности барельефа можно перейти к нанесению восков и лаков на него и остальную часть стены.

Другие техники создания панно

Если барельеф на стене должен состоять из некоторого числа повторяющихся элементов, то очень легко сделать их по трафарету. В зависимости от нужной высоты рисунка следует подобрать прочный влагоустойчивый материал. Это может быть толстый пластик, плотный картон или готовый трафарет, купленный в магазине.

Нанесение барельефа в этом случае начинается с подбора рисунка и перенесения его на подготовленный материал. Затем нужно прорезать контуры отдельных фрагментов и прикрепить картон к стене. Шпателем намазать гипсовый раствор на прорезанные части, захватывая области трафарета вокруг них. При этом формируется рисунок с плоской поверхностью, выступающий над фоном на 2-3 мм. После того как он немного окрепнет, картон нужно аккуратно снять, добавить мелкие детали, если это необходимо и перейти к следующему изображению, прикрепляя трафарет рядом или в любом нужном месте стены.

Выпуклые контуры предметов, ветки, архитектурные ансамбли любой сложности можно выполнить из скрученных в жгуты кусков бинта или ткани. Смочив их в штукатурке из гипса, приклеить в отмеченном месте рисунка, затереть шов. Таким способом можно заполнять и контуры, если барельеф должен содержать изображения с неровной фактурой поверхностей. Добавляя вылепленные руками детали, можно создавать очень сложные композиции.

Подобным образом можно поступить и с сухоцветами, ветками, колосьями, раковинами и пр. Осторожно покрыв их слоем гипса в подходящей емкости, приклеить фрагменты на сырую штукатурку. Завершив прикрепление готовых деталей панно, можно дополнить их лепными элементами. Окончательную отделку можно производить тонированием, затемняя краской впадины узора и выделяя выпуклости светлым оттенком.

В детской уместно будет раскрашенное цветное панно с изображением любимых персонажей сказок. В кухне можно гармонично вписать в интерьер натюрморт или лепной бордюр с плодами и ягодами. Пейзажные картины подойдут для гостиных, спален и прихожих. Их можно выделить цветом или удачно подобранным освещением однотонного барельефа.

Как выполняют объемные рисунки из штукатурки: все о барельефе и панно

Вы когда-нибудь задумывались, на сколько древним является искусство настенной живописи? Пожалуй, с самого зарождения человечества, начиная от наскальных рисунков, человек украшает стены своего жилища всевозможными изображениями.

Объёмные картины, — панно и барельефы наделены большим реализмом, чем плоские изображения. Цветы, деревья и животные, как бы застывшие в гипсе, притягивают взгляды и восхищают.

В этой статье я хочу рассказать вам о технологии создания декоративных барельефов и объёмных рисунков из современных материалов, — штукатурки и шпаклевки. Разберём основные правила и приёмы при работе, а также крутые примеры готовых объектов, которые, возможно, и вас вдохновят сделать нечто подобное своими руками.

Читайте также:
Покраска стен в квартире: выбор краски, дизайн, технология

Барельеф и панно

Барельеф в переводе с французского значит «низкий рельеф». Это вид скульптурного рельефа, главная особенность которого — рисунок выступает над плоскостью на половину своего объема или менее. Если изображение более выступающее, то это горельеф — «высокий рельеф».

К этому виду объемного рисунка относятся не только архитектурные украшения, но и любые другие изображения, например, на монетах или медалях.

Панно — более приближенное к дизайну помещений понятие, это вид изобразительного искусства, когда на части стены или потолка создается рельефное монументальное произведение. Как правило, панно обрамляют орнаментом, багетами как картину.

Панно может создаваться в совершенно разных техниках: барельеф, мозаика, резная композиция, фреска (роспись по штукатурке) и т.д. Далее речь пойдет о объемных рисунках и картинах из гипса и штукатурки, т.е. о барельефе.

Что такое лепнина

К этому понятию можно отнести всевозможные декоративные накладки на стены: багеты, молдинги, потолочные плафоны, узорные розетки, разнообразные завитушки, пилястры (колонны на стене или в углах), фасадные карниза, накладные рустовые камни на углах дома и т.д.

Лепнину для внутренних помещений часто отливают из гипса. Для фасада более практичны изделия из полиуретана, которые крепят на клей.

Современная художественная штукатурка

Для каждой эпохи характерны свои мотивы в настенной живописи. Техника исполнения барельефов также меняется со временем, современные объемные рисунки из штукатурки более сложные и детализированные благодаря новым материалам, более прочным и долговечным.

Сюжеты картин из гипса условно можно поделить на несколько групп (примеры на фото):

▶ портреты, люди

▶ природа: растения, цветы

▶ животные и рыбы

▶ пейзажи, городские улочки

▶ геометрические рисунки

Материал для барельефа

Как выбрать смесь для художественной штукатурки?

  • Прежде всего, нужно выбирать по месту планируемых работ. Гипсовые штукатурки применяются только для внутренних сухих помещений, т.к. гипс активно вбирает влагу и теряет при этом прочность. Материалы на основе цемента не боятся влаги, поэтому для фасада нужно брать только их.
  • Второе, на что обращать внимание, — толщина нанесения. Если планируете тонкие узоры и мелкие детали, то покупайте шпаклевку с самой маленькой допустимой высотой слоя. То же относится и к наибольшей толщине. Все современные штукатурки допускают нанесение слоем до 5 см. Если требуется больший слой, то советую выбрать Weber Vetonit Profi Gyps. Она допускает локально толщину до 10 см.
  • Также, картины и барельефы с большим объемом лучше начинать из штукатурки, она создаст прочный каркас. После формирования общих контуров рисунка детали и верхние гладкие слои выполняются из шпаклевки.

Вот несколько проверенных материалов для выполнения рельефных картин и панно:

Название Основа Толщина, мм Плюсы
Кнауф Унифлот гипсовая 1-5 Очень гладкая, быстро схватывается.
Кнауф Фуген гипсовая 1-5 Менее гладка, но «каменная» прочность.
Сатентек гипсовая 1-5 Идеально гладкая, без зернистости. Легко обрабатывается.
Волма Слой гипсовая 5-30 Хорошошо шлифуется, можно не шпаклевать. Удобная при нанесении, держит форму.
Кнауф Ротбанд гипсовая 5-50 Шероховатая, крепкая
Волма Аквастандарт цементная 1-8 Подойдет для сухих и влажных помещений. Жизнеспособность раствора до 2 часов.
Вебер VH цементная 1-4 Крепкая шпаклевка для наружных работ

Актуальные цены на шпатлёвку:

В этом видео рассказано, какая штукатурка и шпаклевка из гипса лучше для объемных картин на стену.

Необходимый инструмент

Когда с материалом определились, нужно подобрать инструмент для работы. Рассмотрим основной минимальный набор мастера по барельефу.

▶ Шпатель и кельма. Это основной инструмент для нанесения штукатурного раствора на большие объемы и выравнивания поверхности. Узким шпателем удобно замешивать материал в небольших ведерках и накладывать на кельму.

Где купить: любой строительный магазин.

О выборе венецианской кельмы для декоративной штукатурки подробно рассказано в этой статье.

▶ Мастихин — главный помощник в формировании контуров и деталей объемных картин. Мастихином наносят на стену небольшие порции пластичного раствора, подравнивают края, подрезают лишнее. Изначально этот инструмент использовался в живописи для смешивания и нанесения масляных красок, но пригодился и в барельефе, когда их стали делать из штукатурки, а не вырезать из цельного камня.

Где купить: магазины для художников, в конц.товарах в отделе для хобби, интернет магазины (Алиэкспресс, например)

▶ Стеки для прорезания. Применяют их для того, чтобы снять излишки полностью или частично застывшего раствора, сделать углубление с аккуратными краями и другие всевозможные выемки. Такие стеки используют также в гончарном деле, при моделировании из пластилина.

▶ Дополнительный инструмент. Также вам может пригодиться стамеска по дереву. Рабочая кромка у них бывает прямая, скошенная, полукруглая. Выбирайте по ситуации, что и где вам нужно подрезать. Стамеской без труда можно снимать гипс и формировать рельефные поверхности.

Наждачная бумага у меня всегда под рукой. Для грубой шлифовки я использую наждачку с зернистостью P 80-100; для доведения до идеальной гладкости беру с размером абразива P 180 или 240.

Основы создания объемного рисунка

Вот мы и подошли к основной и самой интересной части — созданию панно из штукатурки своими руками. Для начала разберемся с таким художественным понятием, как «линейная перспектива».

Перспектива

Перспектива нужна для того, чтобы на плоской стене показать глубину рисунка, т.е. воспроизвести третье измерение. В барельефе это используется далеко не всегда. Множество простых панно из штукатурки, например, цветы, можно выполнить, не прибегая к правилам перспективы.

Простые правила линейной перспективы:

  • Дальние объекты (люди, дома, деревья) лучше делать в первую очередь, ведь ближние объекты на барельефе их могут частично перекрывать.
  • Линии на дальних объектах должны быть тоньше, чем на ближних.
  • Высота объекта показывает расстояние от него до нас. На дальнем плане все вещи меньшего размера, чем перед нами.

Что важно соблюдать при построении перспективы.

Линия горизонта всегда находится на уровне глаз человека т.е. 160-170 см от пола. Допустим, на стене изображена улица и идущие по ней люди. Рост взрослого человека примерно одинаковый; чтобы рисунок выглядел гармонично, нужно уровень всех персонажей, и ближе стоящих, и далее, выполнить на линии горизонта. Соответственно, сидящий человек или ребенок будет изображен ниже этой линии.

Читайте также:
Жидкие обои: что это, виды, техники, способы нанесения

Точка схода — это место на линии горизонта, в которое сходятся все линии, идущие параллельно земле: дорога, рельсы, уровень крыши дома, подоконники и т.д. (пример линии схода на рисунке ниже)

Точка схода не обязательно должна быть в центре картины, все зависит от того ракурса, который мы хотим передать. Может быть и несколько точек схода, например, если мы изображаем две смежные стены дома, т.е. смотрим на него с угла.

Армирование штукатурки (пошаговый пример барельефа)

После того, как контуры будущего барельефа нанесены на стену карандашом, нужно подумать, какие места будут наиболее выступающие. Их нужно усилить, чтобы защитить штукатурку от сколов, растрескивания под собственным весом.

Для армирования картин из гипса подойдет обычная мягкая проволока, накрученная на саморезы. Делается это так:

Шаг 1. Разметка стены. Эскиз удобно переносить, разбив его на квадраты.

Шаг 2. Сверлим отверстия в пределах контура рисунка, вставляем дюбели и закручиваем саморезы, оставляя на поверхности около 10 мм. Затем между шляпками саморезов накручиваем проволоку. Так получается как бы каркас, который потом будет закрыт штукатурным раствором.

Шаг 3. Формируем общие детали барельефа, армирование полностью закрыто штукатуркой. На этом этапе работаем грубо, без шлифовки. Уже видны все размеры картины, высота рельефа.

Шаг 4. Сглаживаем шероховатости наждачкой, по необходимости шпаклюем фигуру. Все мелкие детали и тонкие линии создаем на этом этапе. После окончания работы панно необходимо загрунтовать перед покраской (если будем красить).

Шаг 5. Барельеф полностью или частично окрашивается. Для тонирования можно использовать лак или воск для декоративной штукатурки, подкрашенный колером.

Техника прорезания

Это простая техника работы со скульптурными стеками и стамесками. Её суть — вылепить из штукатурки общие контуры предмета, а затем по затвердевшему гипсу прорезать детали. Прорезать удобнее, чем лепить из раствора, потому что жидкий материал тянется за инструментом, добиться четких границ барельефа сложно. А вот после затвердевания гипсовая штукатурка и шпаклевка отлично сохраняют форму и не скалываются.

Важно! С цементной штукатуркой после её высыхания уже мало что можно сделать, она как камень. Вырезать по ней нужно через 2-3 часа после нанесения, пока она окончательно не затвердела.

С гипсовыми материалами можно работать и на следующий день. Для этого их необходимо смочить водой из опрыскивателя, подождать 10-15 минут, пока вся влага впитается в панно, и затем работать стеком или стамеской.

Выглядит это так:

Послойное нанесение

Как уже было показано выше на примере с объемным Драконом из штукатурки, сложные рисунки нужно делать в несколько этапов. Если накидать на стену толстый слой раствора и попробовать вылепить на нем небольшие элементы, то это окажется сложно — при формировании деталей фон будет проседать под мастихином.

Поэтому от общих контуров барельефа к деталям нужно переходить за несколько этапов. Послойное нанесение шпаклевки на картину — как бы противоположность техники прорезания, ведь так мы не снимаем лишний материал со стены, а добавляем только необходимое количество.

Сколько ждать перед нанесением нового слоя?

Достаточно подождать, чтобы штукатурка схватилась, т.е. не прилипала к пальца и не теряла форму при легком нажатии. В среднем это 1,5-2 часа. Можно оставить панно на ночь, продолжить на следующий день.

Надо ли грунтовать между слоями?

Это не обязательно. Если на поверхности барельефа нет пыли, то достаточно просто смочить водой из пульверизатора и продолжить работу. Смачивать основу нужно для того, чтобы вода из свежего раствора не ушла в уже высохшую штукатурку. Иначе материал преждевременно высохнет и может отслоиться.

Зачастую в работе совмещается вырезание элементов рисунка и послойное нанесение штукатурки.

Окрашивание

Объемный рисунок на стене может выглядеть привлекательным без дополнительной окраски. Достаточно правильно расставить освещение в комнате (на фасаде), и падающие тени эффектно подчеркнут детали и объем барельефа.

Классным способом окрашивания объемной штукатурки является патинирование. С помощью патины выделяют верхушки и впадины рельефа, как правило используют не более двух цветов.

Привило при патинировании простое — углубления на фактуре делают темнее, верхушки и выступы — светлее. Например так:

Базовым цветом покрывается вся стена и рисунок на ней. Краску можно использовать любую интерьерную водоэмульсионную.

После высыхания базового слоя на носят патину. Это может быть декоративная краска с позолотой, серебром, медным цветом или другим с металлическим отблеском.

Другой способ выделить фактуру и объем — это затемнение впадин при втором нанесении краски. Так делают, когда хотят, чтобы основной цвет композиции был светлый, а детали (углубления) темными. Сделать это очень просто.

  1. Нанесите краску на панно, закройте всю штукатурку в нужный базовый цвет. Этот этап можно пропустить, если хотите оставить обычный белый цвет штукатурной смеси.
  2. Тонированный декоративный воск или просто более темную краску нанесите губкой во впадины фактуры. Не дожидаясь высыхания краски сотрите излишки губкой или тканью.

Рекомендую посмотреть другие статьи по теме:

Арка из гипсокартона своими руками: пошаговая инструкция

Когда-то изготовление арки было под силу только профессионалу. Так было до появления гипсокартона. Сейчас сделать арку из гипсокартона может и новичок. Для этого не нужен специальный инструмент, сама технология проста и понятна — достаточно придерживаться наших инструкций.

С чего начать

Наиболее распространены арки простых форм — части окружности или овала. Именно они лучше всего подходят для большинства традиционных стилей интерьера, где приветствуются правильные формы и симметричность. К тому же их проще всего сделать своими руками.

1. Классическая округлая арка. 2. Модерн. 3. Романтика. 4. Эллипс. 5. Трапеция. 6. Полуарка

Но вначале надо определиться, достаточна ли будет высота свода. И если для ниши в стене размеры не играют особой роли, то для прохода между комнатами много значит соотношение ширины арки и расстояния от пола до точки сопряжения арки со стеной проёма.

Чем шире проём, в котором формируют арку, тем больше потребуется радиус изгиба, чтобы форма арки была соразмерная

Читайте также:
Отделка газобетона: наружная, внутренняя

Обычно руководствуются простым соотношением стандартной межкомнатной двери — 80–100 см ширины на 200 см высоты. То есть в плоскость проёма с учётом арки должен быть вписан в «чистом виде» прямоугольник таких размеров.

  • 100 см соответствует высота нижних точек арки около двух метров;
  • 200 см — около 180 см;
  • 300 см — около 160 см.

Из этого следует, что если арку делают там, где стояла стандартная межкомнатная дверь, то высоту проёма придётся увеличивать.

Проще всего устроить арку на новом месте при перепланировке, когда заново ставят межкомнатные перегородки. И здесь уже надо помнить о рекомендованном расстоянии от верхней точки арки до потолка — обычно оно равно 40–60 см. Часто высота потолков не позволяет «вписать» арку в соответствии с этим правилом, и эту точку поднимают немного выше. Но и в таком случае не стоит уменьшать просвет до уровня потолка меньше 30 см.

После того как ориентировочные значения для точек сопряжения с проёмом и для высоты свода установлены, арку в проёме можно смоделировать из подручных средств и убедиться, что она соответствует общему замыслу.

Удобно использовать специальный пластиковый уголок для арок, который в конечном счёте будет задействован при отделке проёма

Один из простых способов моделирования — это использование длинной полосы из гибкого материала в качестве лекала, например, пластикового плинтуса с твёрдыми краями. Плинтус прикладывают краями в нижних точках арочного проёма, выгибают на высоту свода, при необходимости изменяют форму свода, регулируя степень изгиба. Отмечают точки сопряжения арки с проёмом и ставят соответствующие метки на плинтусе.

Заготовки из гипсокартона

Для стенок арки надо выпилить два прямоугольника из ГКЛ. Размеры заготовки — это ширина проёма и расстояние от точки сопряжения арки в проёме до перекрытия самого проёма (или до потолка для новых перегородок).

Затем на одной из заготовок при помощи плинтуса моделируют форму арки. Для этого, совместив с углом заготовки одну из меток на плинтусе, его изгибают до совмещения второй метки в противоположном по ширине углу заготовки. Обрисовывают карандашом на заготовке дугу и выпиливают первую стенку. А уже она послужит лекалом для выпиливания второй стенки.

Для получения сектора по радиусу, лучше использовать шило, гвоздь и карандаш, подвязанный ниткой или верёвкой. Длина нитки от карандаша до гвоздя определит радиус сектора.

L — ширина проёма, H — высота арки, R — радиус сектора, D — запас материала, равный толщине отделки торцов проёма

Если нужен эллипс, то на заготовке под арку по длинной стороне фиксируют два гвоздя, отступив одинаковое расстояние от обеих сторон примерно на 10–15 см. На гвозди привязывается нитка, так чтобы она свободно провисала, а при натяжении вдоль кромки листа доставала до его края. Карандаш заводится за нитку и очерчивается форма арки.

Для свода арки можно использовать полосу потолочного ГКЛ (он тоньше, всего 9,5 мм), но годится и остаток от стандартного листа, так как при небольшой ширине полосы придать ему необходимую форму несложно. Размер заготовки для свода по длине равен расстоянию между метками на плинтусе, а по ширине — толщине стены в проёме. Узкие стороны заготовки подрезают на торцах по одной стороне угла, чтобы свод плотнее прилегал в торцах стенок проёма.

Формирование каркаса арки

Несущий каркас для стенок обычно делают из металлического стоечного профиля. В зависимости от материалов перегородки и её толщины, ширина профиля может варьироваться.

Так если арку монтируют в проёме, где стены сделаны из ГКЛ, то используют те же стоечные CW профили, что стоят в несущей конструкции. В этом случае профили крепят в проёме саморезами по металлу.

Для стен из кирпича, строительных блоков (газо- или пенобетона, гипса), монолитного бетона ширину стоечного профиля подбирают индивидуально. Часто легче использовать двойной каркас (для каждой стенки арки свой) из узкого CW профиля со спинкой 50 мм, чем подбирать широкий профиль под одинарный каркас. Для крепления к стене используют дюбели, причём для каждого материала подбирают свой вид крепежа. Если каркас монтируют из узкого профиля, отверстия под дюбель, чтобы не раскрошился край проёма, высверливают под углом.

Для боковых стоек профили должны иметь длину, равную расстоянию от перекрытия проёма до точек сопряжения с аркой. Так как арка «подходит» в проёме к перегородке под углом меньше чем 90°, то нижние углы профиля подрезают, чтобы они не выступали за край стенок арки.

Если каркас монтируют в перегородке из ГКЛ, то там хорошо видно, как его надо закрепить, чтобы арка была на одном уровне с поверхностью стены.

Для перегородок из других материалов при креплении каркаса надо отступить от края стены на расстояние, равное толщине ГКЛ плюс толщина отделки (а это как минимум 1–2 мм на слой шпаклёвки под оклейку обоями или окраску).

Если стена имеет слой декоративной штукатурки или облицована стеновыми панелями, то крепление каркаса должно проходить к основному материалу стены так, чтобы стенки арки были в одной плоскости с поверхностью самой перегородки, а не её декоративной отделки. Это правило выполняется с каждой стороны арки.

Монтаж арки

Стенки арки крепят саморезами с расстоянием между точками крепления от 15 до 25 см, но не менее трёх точек на каждую сторону. Расстояние от угла до каждой крайней точки крепления должно быть в пределах 5–10 см, а линия крепления должна находиться на удалении в 15–20 мм от края стенки арки.

Если в арке предусмотрена встроенная подстветка, то провода следует проложить заранее, оставить выводы или петли длинной не менее 15 см

После того как закреплены обе стенки, к ним изнутри через гипсокартон прикручивают две полосы арочного профиля для крепления свода. Если арочного профиля нет, то его делают из CD профиля, симметрично вырезая по бокам клинья на расстоянии 4–5 см друг от друга.

Чтобы согнуть дугой полосу заготовки, её перед установкой с двух сторон смачивают губкой. Затем с одной стороны прокатывают игольчатым валиком (другой способ — наколоть шилом по всей поверхности на 1/3 толщины листа) и ещё раз смачивают уже только по перфорированной стороне. Ставят на пол под углом к нему и стене. Когда заготовка начинает гнуться под собственным весом, её прикручивают на место к арочным профилям.

Читайте также:
Как украсить стену своими руками, принципы, изготовление декора

Финишные работы

Заключительный этап начинают, когда свод высохнет:

  • поверхность гипсокартона грунтуют;
  • швы и стыки со стеной армируют серпянкой, а рёбра свода — пластиковым перфорированным уголком;
  • шпаклюют, затирая точки крепления, швы и стыки;
  • «выводят» углы у ребер;
  • сушат и шлифуют.

Арка готова. Можно приступать к декоративной отделке.

Делаем арку из гипсокартона своими руками: пошаговый план

Чтобы сделать арку из гипсокартона своими руками, не нужны специальные навыки и профессиональные строительные инструменты. С задачей справится один человек. Форму, размеры и место расположения следует продумать заранее, иначе появится риск совершить ошибку. Самой важной деталью является основание — каркас из деревянных реек или металлического профиля. Именно он задает все технические параметры. От него зависит не только внешний вид, но еще и прочность. Обшивка — это самая простая стадия ремонта. Гораздо больше времени и сил отнимает черновая и чистовая отделка. Если под фальшстеной планируется спрятать трубы или электропроводку, нужно действовать по закону. Согласно санитарно-техническим нормативам к ним необходимо обеспечить постоянный доступ.

Все о том, как сделать арку из гипсокартона

Где можно сделать арку и что продумать перед монтажом

Как правило, обшитый каркас ставят в дверной проем либо в коридор. Этот прием часто используют при зонировании большой комнаты, разделенной перегородкой. Следует заметить, что вырезать или расширять проход можно не везде. Есть участки несущих стен, где делать это запрещено. Запрет не распространяется на перегородки. Удалять часть несущей стены можно только после технического обследования и согласования проекта. Также важно учесть, что закон не всегда позволяет оставлять открытый вход. Например, дверью должна быть оборудована кухня с газовой плитой.

Оставлять спальню или рабочий кабинет постоянно открытыми неудобно, если в квартире проживает несколько человек. Обязательно должны закрываться помещения, оборудованные под мастерские или прачечные, иначе шум будет мешать всем жильцам. Не стоит оставлять постоянно открытыми подсобки с повышенной влажностью и кладовки, где хранятся вещества с сильным запахом. Стоит ли говорить, что герметичная дверь необходима, если за ней находятся газовые баллоны и канистры с бензином.

Монтаж можно провести в кухне и санузле. При этом следует учесть, что влажная среда оказывает разрушительное воздействие на основание из деревянных брусьев. Их необходимо пропитать антисептиками и покрыть слоем лака, закрывающего волокнистую структуру. Алюминий и оцинкованная сталь используются в любой среде. Повреждение оцинковки приводит к быстрому ржавению. Поэтому при монтаже следует быть очень осторожным. Краска и грунтовка не обеспечивают надежную защиту.

Обшивка не боится влаги, если ее края надежно от нее защищены. Попадая в рыхлую внутреннюю структуру, влага легко в нее впитывается. Со временем внутри появляется плесень, а стенки начинают по краям разбухать. Применять следует влагостойкие листы с зеленым окрасом. Обычные быстро придут в негодность.

Перед тем как сделать арку из гипсокартона своими руками, нужно продумать ее отделку. В сырых помещениях не следует использовать покрытие с открытыми порами. Например, если в домашней сауне запланирована облицовка проема пористой штукатуркой, от этой идеи придется отказаться.

Фальшстены часто служат для маскировки труб и электрической проводки. Согласно действующим техническим нормативам, такие конструкции должны быть съемными либо открывающимися. Их снабжают незаметными дверцами и съемными панелями, которые крепят на стыках труб, а также в местах, где расположены вентили.

Внутреннее пространство рамы позволяет размещать точечные светильники. Их ставят сверху. Боковое расположение возможно только тогда, когда по краям есть свободное место. Такое размещение не подходит для стандартных проходов, рассчитанных на одну створку.
Выключатели и розетки лучше повесить на бетонное основание — листы обшивки со временем расшатаются от постоянных механических нагрузок. Кроме того, пустой короб без наполнения является хорошим резонатором, усиливающим звук.

Выбор формы и размеров арки

Форма свода может быть любой, но обычно арки делают прямоугольными либо скругленными. Сторонам и углам прямоугольных иногда придают округлость, создавая гибкие стороны и сглаживая углы. Ровной можно сделать только одну из граней, создав межкомнатную полуарку.

Прямоугольные проемы наиболее компактны и просты в изготовлении. Они подходят для типовых квартир с низкими потолками и узкими проходами. При небольшой высоте применяют прямые стенки и округлый верх — вытянутый или с постоянным радиусом. Иногда используются многоугольники, а также комбинации прямых и изогнутых поверхностей, но сейчас такое оформление уже не актуально.

Скругленной делают не только верхнюю часть, но еще и боковины. Такое решение подойдет для входа в просторную гостиную или большую кухню в коттедже. В зависимости от ширины проема форму вытягивают вверх либо в стороны.

Ширина и высота ограничиваются внутренним пространством. В типовых квартирах высота обычно равна 2 м, ширина — от 60 до 80 см.

Для коридора шириной меньше 1 м лучше ставить каркас без боковин.

При проектировании перегородки размеры могут быть любыми. Несущая хорошо укрепленная рама выдержит даже широкий провис.

Пошаговая инструкция по строительству

В качестве примера рассмотрим пошаговую инструкцию по изготовлению своими руками полукруглой арки из гипсокартона без боковин. Технология обшивки металлического и деревянного каркаса не отличаются. Мы отдельно разберем процесс монтажа основания из алюминия и натурального массива. Остальная часть инструкции подходит для этих двух технологий.

Что понадобится для работы

  • Рулетка, линейка и карандаш.
  • Отвертка или шуруповерт.
  • Ножовка по дереву, если используется каркас из бруса, либо по металлу, если основа будет сделана из профиля. Во втором случае также понадобятся ножницы по металлу.
  • Столярный нож.
  • Электрическая дрель.
  • Средства защиты — респиратор, очки и перчатки. Вместо респиратора допускается применять влажную тканную повязку.
  • Листы ГКЛ.
  • Профиль либо рейки из массива.
  • Саморезы и дюбели.
  • Шпаклевка и инструменты для ее нанесения.
  • Тонкая пластиковая сетка для армирования шпаклевочного слоя.

Подготовка основания

  • Проем очищают от старой отделки.
  • Жировые пятна удаляют спиртовым раствором. Пыль стирают влажной тряпкой.
  • Трещины расширяют шпателем, удаляя осыпающиеся края.
  • Железобетонную поверхность обрабатывают антисептиком для предотвращения появление плесени.
  • Неровности заделывают цементным раствором. Выравнивать их часть, скрытую под сводом, не обязательно.
  • При необходимости протягивают провода для точечных светильников.
Читайте также:
Стены из гипсокартона своими руками: обшивка, строительство перегородки пошагово, фото, видео

Монтаж верхних боковин

  • На ГКЛ наносим разметку. Перед тем как нарисовать арку на гипсокартоне, необходимо измерить проход и прибавить к его ширине толщину отделки с каждой стороны. Это позволит сделать гладкий переход от верхнего полукруга к ровным дверным откосам.
  • На листе отмечают центр окружности и вбивают в него тонкий гвоздь. К гвоздю привязывают веревку или нитку. На ней откладывают радиус арки и привязывают на этом расстоянии от центра карандаш. Лучше привязать веревку к его низу, так проще чертить. Проводя карандашом с натянутой веревкой по поверхности, получаем ровную окружность нужного размера.
  • Пилить ГКЛ лучше специально предназначенной для этого ножовкой. Если ее нет, подойдет обычное полотно с мелкими зубьями — крупные могут порвать края. Перед началом работ материал следует надежно закрепить на столе. При работе нужно придерживать срезаемый кусок. При отламывании она может вырвать несколько сантиметров боковины. Всего понадобится две боковины для двух сторон проема.

Монтаж каркаса

Металлические детали просты в обработке и монтаже. Они используются более часто, чем деревянные.

Из металла

В качестве материала используют изделия из алюминия или оцинкованной стали. Это могут быть уголки или П-образные профили.

  • Заготовки обрезают по высоте и ширине. Они должны образовывать проекцию свода на внутренние стороны прохода. Перед тем как сделать арку из профиля и гипсокартона, нужно узнать высоту вертикальных направляющих металлической конструкции. Горизонталь равна ширине неотделанного проема.
  • На подготовленную железобетонную плиту наносят разметку для направляющих. К ним при необходимости крепятся все остальные детали. Их собирают при помощи винтов. Сварка не используется.
  • Направляющие располагают по краям прохода вертикальной стороной к помещению. Их прикладывают к основанию и сверлят отверстия с шагом 10 см. В них вставляют дюбели и вкручивают шурупы. Лучше взять саморезы длиной 5 см. Такой рамы достаточно для легких боковин высотой около 50 см и шириной 90 см. Для монтажа более сложных и тяжелых конструкций делают обрешетку.
  • Линию свода из металла можно сделать из специально предназначенных для этого сборных элементов. В этом случае сгибать обычные детали не придется. Чтобы изготовить дугу самостоятельно, нужно взять уголок или П-образный профиль и вырезать одинаковые треугольники из вертикальных частей с шагом несколько сантиметров. Шаг зависит от линии изгиба. Для этого используют ножницы по металлу. Если согнуть полученную заготовку, стороны треугольников соединятся и получится ровная дуга.

Из дерева

Замер производится так же. В качестве материала применяют бруски 3х3 см. Необходимо уделить внимание их качеству. На поверхности не должно быть пятен плесени. Изделия с выпадающими сучками и смоляными подтеками отбраковываются. Не следует применять для сборки бруски с механическими повреждениями. Отклонения в размерах и форме крайне нежелательны. Заготовки должны быть сухими.

Использовать можно необработанный массив, но лучше его высушить перед монтажом и пропитать антисептическим раствором. Это необходимо для защиты от плесени. Влага, содержащаяся в воздухе, постепенно разрушает массив. Чтобы закрыть волокнистую структуру от ее проникновения, применяют лаки и краски на масляной основе.

Изготовить дугу, формирующую свод, из бруса в домашних условиях невозможно. Для работы понадобится кусок фанеры. Его обрезают по окружности после нанесения разметки при помощи карандаша и веревки. К нему на саморезы крепятся рейки. По краям располагаются направляющие. При монтаже они должны быть глубже отделанных граней проема на толщину ГКЛ. Чтобы лист не прогибался, к внутренней стороне на саморезы пришивают дополнительные бруски, идущие вертикально от низа до направляющих. Их ставят с шагом 10-15 см. К ним крепят свод. Фанерные торцы для этого плохо подходят. После установки боковин к ним подшивают обрезанные по разметке ГКЛ.

Как согнуть гипсокартон для арки

Способность материала менять форму зависит от толщины изделия. Чем оно тоньше, тем легче его загибать. Существуют изделия с пазами, специально предназначенные дли криволинейных поверхностей. Если найти их не удается, можно использовать один из трех способов формирования овального или круглого контура.

  • Материал обшивки нарезается кусками по 10-15 см, которые притягиваются саморезами с шагом 5 см.
  • Из покрытия вырезается полоса, полностью закрывающая низ конструкции, и прокатывается перфорирующим валиком. Отверстия должны располагаться с внешней стороны, обращенной к полу. Затем перфорация увлажняется кистью, смоченной в теплой воде, и выдерживается в течение 15 минут. За это время поверхность пропитываются, структура становится более пластичной. После пропитки заготовку можно монтировать с заданным радиусом.
  • Сухой метод применяют при большом радиусе. Чтобы избежать образования заломов при его уменьшении, делают поперечные надрезы острым ножом. Глубина надрезов составляет несколько миллиметров. При монтаже лист равномерно прижимается с большим усилием. Работу удобнее проводить вдвоем. Один человек прижимает заготовку, другой — прикручивает ее шурупами.

Отделка ГКЛ

Выбирая, чем отделать арку из гипсокартона, лучше взять пластичные материалы. Они не трескаются и не осыпаются при ее деформации. Она возможна в редких случаях, когда технология нарушена, и механические нагрузки превышают допустимую норму. Детали также меняют размер и форму при попадании внутрь влаги. Чтобы снизить напряжение, используют шпаклевку, уложенную на тонкую полимерную сетку. Ее укладывают на тонкий слой смеси и утапливают шпателем. Сверху ее покрывают еще одним слоем толщиной 1 мм.

Самое простое решение — поклеить сверху обои. Чтобы провести покраску, потребуется положить слой чистовой шпаклевки и затереть ее мелким наждаком. Затем основание грунтуется и сушится в течение нескольких часов. Еще один из вариантов отделки — декоративная штукатурка с полимерным наполнителем.

Отделывать конструкцию можно любыми материалами при условии, что оно достаточно прочно установлено. Гипсокартон выдержит толстый слой штукатурки, облицовочный камень и кафельную плитку.

Смотрите также короткое видео, как сделать арку из гипсокартона на готовый дверной проем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: