Размеры бордюров по ГОСТу и типовые, инструкция по установке

Технология укладки бордюрного камня

Обязательно ли устанавливать бордюр при устройстве дорожных покрытий из плитки? Какие инструменты и материалы понадобятся для монтажа? Как выполняются работы по установке бордюрного камня? – на эти и другие вопросы отвечает практикующий специалист.

Обязательно ли устанавливать бордюр при устройстве дорожных покрытий из плитки и как правильно его выбрать?

При устройстве дорожных покрытий из тротуарной плитки установка бортового камня (бордюра, поребрика, БР) обязательна. Эти изделия выполняют несколько функций:

  • разграничивают пешеходную и проезжую части, пешеходную дорожку и газон;
  • предотвращают сдвиг и расползание элементов мощения, загрязнение дорожек грунтом;
  • придают участку аккуратный вид.

Наибольшей популярностью пользуются БР, изготовленные из тяжелой бетонной смеси. При покупке изделий заводского изготовления нужно учитывать следующие факторы:

  • Характеристики бетона, из которого изготавливаются изделия. Качественная продукция должна иметь морозостойкость не ниже F200. Такой материал, способный выдерживать до 200 циклов замораживания/оттаивания, служит примерно 40 лет. Водопоглощение – не более 6%, марка прочности – М400 (класс прочности В30).
  • Способ производства. Лучшими характеристиками обладают вибропрессованные изделия –прочные, плотные, долговечные, имеют точную геометрическую форму.
  • Конкретное назначение. Для укладки бордюрного камня вдоль садовых дорожек рекомендуют изделия марки БР 100.20.8 (длина – 1 м, высота – 20 см, ширина – 8 см), для установки вдоль средненагружаемых автомобильных дорог – БР 100.30.15 (длина – 1 м, высота – 30 см, ширина – 15 см), для автомагистралей – БР 100.30.18 (длина – 1 м, высота – 30 см, ширина – 18 см). При изготовлении массивных бордюров для автомагистралей их упрочняют стальной арматурой.

Как правильно установить бордюры, до или после укладки тротуарной плитки?

На этот вопрос однозначно ответить сложно, потому что каждый из вариантов имеет плюсы и минусы.

  • Устанавливаем сразу. Этот вариант хорошо подходит для новичков. Бордюры четко обрамляют участок, который подлежит благоустройству, и упрощают задачу по соблюдению границ. Для экономии элементов мощения необходимо рассчитать расстояние между поребриками, которое должно быть кратно ширине брусчатки. При расчетах необходимо помнить, что между элементами мощения есть зазор – 2-4 мм. Новичкам лучше воспользоваться размерами уже готовой дорожки.
  • Монтируем после укладки брусчатки. Подобный выбор позволяет рационально использовать плитку и избежать ее распиливания.

Какие инструменты и материалы понадобятся для монтажа бордюра?

Для правильной установки тротуарного бордюра в соответствии с технологией необходимо подготовить: строительный уровень, деревянные колья, длинный прочный шнур, мастерок, емкость для приготовления цементно-песчаного раствора или бетономешалку, резиновый или деревянный молоток, клещи (понадобятся при использовании тяжелого БР).

Какая технология установки дорожного бордюра является правильной?

При обустройстве тротуаров и автодорог бордюрный камень обычно укладывают на бетонную подготовку. Этот способ хорошо подходит для грунтов, испытывающих сезонные пучения.

  • Перед тем как установить тротуарный бордюр, разбивают с помощью колышков и шнура линию монтажа лицевой стороны бортового камня. Лицевая сторона БР повернута к покрытию. На колышках наносят отметки расположения грунта и бетонного основания. На высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур. В зависимости от геологических особенностей участка верхний край поребриков может идти параллельно поверхности грунта или под уклоном к ней.
  • Подготовка траншеи под монтаж БР. Глубина ее должна быть такой, чтобы после укладки бордюра его верхний край возвышался над покрытием на 2-3 см. Если поребрик разделяет газон и пешеходную зону, то такое возвышение предотвратит попадание грунта на плитку.
  • Уплотнение грунта основания. Если для уплотнения используется виброплита, то ширина траншеи должна соответствовать ширине плиты. В общем случае ширина траншеи равна ширине БР плюс запас с каждой стороны по несколько сантиметров.
  • На грунт укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2. Эта операция не относится к обязательным, но она существенно продлевает срок службы бордюра, предотвращая смешивание грунта и щебня.

  • Устройство выравнивающего слоя из щебня (фракция – 20-40 мм), его толщина – примерно 10-15 см. Следует помнить, что после трамбовки толщина щебневого слоя уменьшается примерно на четверть. На участках с низким уровнем грунтовых вод вместо щебня для подсыпки можно использовать крупнофракционный песок.
  • Устройство цементно-песчаной или бетонной подушки толщиной 10 см. Цементно-песчаный раствор готовят из цемента марки М400 (1 часть по массе) и песка (3 части). Для изготовления бетонной смеси компоненты (Ц:П:Щ) берут в следующих пропорциях – 1:2:(2-3). Щебень – мелкофракционный. Цементно-песчаный раствор или бетонную смесь заливают не сразу на всю длину траншеи, а по частям, по мере установки бордюрного камня.
  • Укладка бортового камня в цементно-песчаную подушку, осаждение до нужного уровня, отмеченного шнуром. Для выравнивания верхнего края используется молоток с резиновой насадкой или деревянная киянка. Металлический молоток в этом случае не применяют, поскольку он может повредить поверхность бордюрного камня. Не стоит использовать для выравнивания БР вибрационный инструмент, который тоже может испортить поребрик.
  • Укладка бетона с лицевой нижней части камня и обратная засыпка грунтом с другой стороны. Засыпанный грунт уплотняют.
  • Заливка швов между бордюрными камнями цементным раствором.
  • Какая технология укладки бордюра применяется для обрамления садовых дорожек?

    Если грунты не склонны к пучению, пешеходные дорожки, клумбы, цветники можно обрамлять поребриками, которые устанавливаются только на уплотненную щебневую подготовку. Толщина щебневого слоя в этом случае должна быть не менее 15 см. Такой способ более дешевый и простой, по сравнению с установкой бордюра на бетонную смесь.

    Читайте также:
    ЛДСП: какой лучше, размер, тип поверхности, цвета

    Как правильно подготовить бордюр для его укладки по краям криволинейных дорожек?

    При оформлении криволинейных садовых дорожек с крутыми поворотами бордюрный камень приходится резать. Для этой цели в основном используются углошлифовальные машины (УШМ, «болгарки») с алмазным кругом по бетону или гильотины, рассчитанные на раскалывание изделий из натурального или искусственного камня. Частные застройщики чаще всего применяют УШМ, с помощью которой можно сделать аккуратный рез. Но при работах с ней необходимо быть предельно осторожным и использовать средства защиты для рук и глаз. Гильотиной резать проще и безопасней, но в домашних мастерских такого оборудования нет, а приобретать его для проведения разовых работ слишком дорого.

    Если дорожка делает плавные повороты, то поребрики не режут. Зазоры между ними заполняют цементно-песчаным раствором.

    Бордюрный камень: ГОСТ, размеры, виды, особенности, характеристики

    Подбирать размеры бордюров наобходимо по назначению. Есть они стандартные – для устройства дорог и пешеходных дорожек. Есть поменьше – для садов, дворов.

    1. Сколько весит бордюр 1000 300 150?
    2. ГОСТ бордюра дорожного
    3. Цена
    4. Укладка
    5. Применение
    6. Основные преимущества дорожного бордюра 1000×300×150
    7. СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91
    8. Отзывы
    9. Характеристики
    10. Тротуарный бордюр
    11. Физические характеристики
    12. Преимущества тротуарного бордюра
    13. Подготовительные работы по укладке бордюра своими руками. Какие инструменты потребуются?
    14. Сколько стоят бордюры для дорог
    15. Фото гранитных бордюров
    16. Заказывайте товар в «СтройДомИнвест»
    17. Устройство земляного ящика
    18. Указания по качеству работ
    19. Дороги автомобильные общего пользования КАМНИ БОРТОВЫЕ Технические требования
    20. Транспортировка и хранение

    Сколько весит бордюр 1000 300 150?

    Производиться продукт из песчано-цементной смеси, нередко с армированием металлическими прутьями или проволокой. В составе может присутствовать гранитная крошка. Стандартный размер: 1000 мм — длина, 300 — высота, 150 — ширина (глубина), вес — 95-100 кг.

    БР 100.30.15 размер ДхВхШ 1000 х 300 х 150 мм вес 96 кг

    Камни изготавливаются по двум технологиям, которые определяют их стоимость:

    1. Литье — недорогой вариант. Раствор заливают в формы и уплотняют вибрацией. Для большей прочности армируют.
    2. Вибропрессование — для производства используют увлажненную смесь и воздействуют на нее вибрацией и прессом. Расценки более высокие ввиду затратности.
    Марка прочности М400
    Морозостойкость 200 циклов
    Класс бетона В30

    ГОСТ бордюра дорожного

    Согласно ГОСТ 6665-91 материал 1000х300х150 маркируются БР 100.30.15. Этот код должен присутствовать как минимум на 10 % всех элементов.

    Расценки на материал зависят и от цвета, стандартный вариант — серый. Именно его чаще всего применяют на дорогах. Красный, зеленый, коричневый, желтый, черный получают путем добавления пигмента. За счет окрашивания по всей массе изделия не выцветают, но они дороже.

    Стоимость составляет от 190 рублей за 1 единицу. Цена на камень значительно ниже, чем на мостовой или магистральный, что обусловлено меньшим расходом бетона для производства. В то же время они могут обеспечить:

    • Надежную фиксацию нависающего грунта;
    • Длительную эксплуатацию без ухудшения внешнего вида;
    • Защиту пешеходных зон от неосторожного вождения;
    • Четкое ограждение зеленых насаждений, включая защиту от прорастания корней сорняков или газона на поверхности дорожек;
    • Эстетическую привлекательность благоустроенных зон.

    Укладка

    Укладка бетонных бордюрных камней выполняется в соответствии с технической картой, разработанной профильным министерством. Работы включают в себя подготовку в грунте траншеи, обустройство песчаной подсыпки, установку секции, заполнение пазух между бордюром и стенками траншеи грунтом с тыльной стороны и цементом (асфальтом) со стороны дорожки, цементирование торцевых стыков. Из-за большого веса секций для точного позиционирования используют подъемники.

    Применение

    Дорожный бордюр 1000х300х150 (указана длина, высота, ширина в миллиметрах) предназначен для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок, формирования границ проезжих и пешеходных зон, обеспечения безопасности пешеходов, исключения риска размытия дорожного и сохранения асфальтового или иного покрытия в сложных погодных или аварийных ситуациях. Бортовые бетонные камни используются как элемент декоративного оформления пешеходных дорожек, остановок общественного транспорта, автомобильных парковок и других мест, а также благоустройства придомовых и садово-парковых территорий.

    Основные преимущества дорожного бордюра 1000×300×150

    • Продолжительный срок службы (20 и более лет).
    • Возможность осуществлять фрагментарный ремонт в случае повреждения одного или нескольких элементов.
    • Экологическая чистота — материалы, используемые в процессе производства, не оказывают негативного воздействия на окружающую среду.

    СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91

    Интересно, что документ (строительные нормы и правила), который должен помочь велосипедистам преодолевать бордюрный камень и легко въезжать на тротуары, предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Тут интересы велосипедистов совпадают с интересами инвалидов-колясочников. А так как Россия подписалась под Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1975 году, то и в законодательстве существуют статьи, которые нам, велосипедистам, полезны.

    Цитата из действующего СНиП 35-01-2001:

    3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м . Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м .

    Читайте также:
    Размер плитки для пола и стен. Стандартные и популярные форматы

    Этот «снип» (строительные нормы и правила) входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, обеспечивающий инвалидам возможность вести активный образ жизни.

    Отзывы

    Нет отзывов, пока еще.

    Характеристики

    Для производства дорожных бордюров используются высокопрочная бетонная масса, состоящая из бетона класса В30 и вспомогательных материалов (песка, пластификаторов и т. д.). Технология изготовления основана на проведении объемного полусухого вибропрессования и отсутствии «жестких» температурных процессов. Это позволяет выпускать изделия дорожного строительства с оптимальными характеристиками, соответствующими требованиям технических условий ГОСТ 6665-91:

    • минимальная пористость;
    • высокий предел прочности Btb 3,6;
    • морозостойкость Г200;
    • водопоглощение менее 6%;
    • истираемость менее 0,7 г/см2;
    • геометрическая форма по ГОСТ 6665-91;
    • объемные размеры – длина бордюра 1000 мм, высота 300 мм, ширина 150 мм

    Продукция этой группы относятся к прямым рядовым бордюрам, маркируется БР 100-30-15, отгружаются в поддонах по 16 шт. весом 90 кг/шт.

    Тротуарный бордюр

    При выборе тротуарного бордюра необходимо обращать внимание на технические показатели.

    Физические характеристики

    К ним относятся:

    1. Марка прочности. Бетон должен иметь марочную прочность М400 и выше.
    2. Класс бетона. Рекомендуется класс бетона В30 (прочность бетона 39,29 МПа).
    3. Морозостойкость. Бордюрный камень должен выдерживать от 200 до 300 циклов.
    4. Срок эксплуатации. Производители гарантируют долговечность изделия и срок службы до 20 лет.

    Преимущества тротуарного бордюра

    Достоинства бетонного бордюрного ограждения:

    • долговечность;
    • морозостойкость;
    • влагостойкость;
    • износостойкость;
    • устойчивость к механическим повреждениям;
    • эстетичность;
    • простота установки.

    Подготовительные работы по укладке бордюра своими руками. Какие инструменты потребуются?

    Как установить тротуарный бордюр правильно? Для начала нужно подготовить необходимые материалы и инструменты.

    Для установки бордюров своими руками потребуются следующие материалы:

    • лопаты – совковая и штыковая;
    • нивелир (уровень);
    • бетономешалка для замешивания раствора;
    • мастерок для разравнивания бетонной смеси и заделки стыков;
    • резиновая киянка для корректировки положения бордюра;
    • оборудование для резки бордюра (например, болгарка).

    Из материалов вам потребуется:

    • сухой цемент;
    • песок;
    • отсев или щебень;
    • и, собственно, бордюр.

    Сколько стоят бордюры для дорог

    Компания «Промстрой» осуществляет продажу дорожного бордюра по фиксированной стоимости — 230 руб. за штуку. Удерживая низкие цены в условиях конкуренции, мы сохраняем качество выпускаемой продукции и предлагаем купить бордюр дорожный с гарантией 5 лет. По всей номенклатуре выполняем комплектацию объектов Москвы и Московской области своевременно и в полном любом объеме.

    Смотрите также бордюр размером 1000х200х80, цена 115 руб.

    Фото гранитных бордюров

    радиусный гранитный бордюр

    голубой гранитный бордюр

    Заказывайте товар в «СтройДомИнвест»

    Независимо от того, какой вам нужен бордюр: садовый, тротуарный или рядовой, в нашей компании вы купите нужный товар. Мы гарантируем его соответствие установленным государством нормам. А чтобы сотрудничать с нами было выгоднее, предлагаем:

    • изделия в любых вариантах исполнения и в любом количестве;
    • невысокие цены, возможность получить дополнительную скидку;
    • услуги по установке садового бордюра и тротуарной плитки.

    Будьте уверены, закупая товар в «СтройДомИнвест», вы останетесь довольны результатами сотрудничества, сможете выбрать любой необходимый тип, цвет и размеры бордюрного камня.

    Устройство земляного ящика

    Земляной ящик устраивают автогрейдером, на отвале которого монтируют дополнительный профильный нож (рис. 2).

    После устройства земляного ящика шириной 0,6 м делают разбивку линии установки бортовых камней: по линии лицевой грани бортовых камней (примыкающей к покрытию дороги) на стыках через 12-15 м забивают металлические штыри под нивелир так, чтобы головки штырей имели проектную отметку верхней грани бортовых камней. По верху штырей натягивают шнур (проволоку).

    Рис. 1. Технологическая схема установки бортовых камней:

    1 — автогрейдер; 2 — песок; 3 — разложенные камни; 4 — автокран; 5 — установленные бортовые камни

    Рис. 2. Приспособление к ножу автогрейдера для рытья земляного ящика:

    1 — отвал автогрейдера; 2 — нож; 3 — дополнительный отвал для рытья земляного ящика; 4 — болты М12

    По нивелировочным отметкам по рейке зачищают земляной ящик. Глубину ящика контролируют шаблоном от головки штыря и от натянутого шнура.

    На обочине в пониженных местах устраивают временные воздушные воронки для отвода дождевой воды.

    Указания по качеству работ

    Качество бортовых камней должно удовлетворять требованиям ГОСТ 6665-74.

    При операционном контроле качества работ руководствоваться картой операционного контроля качества работ ( раздел VIII).

    Дороги автомобильные общего пользования КАМНИ БОРТОВЫЕ Технические требования

    Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0—92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

    Сведения о стандарте

    1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Смоленск-ДорНИИ-Проект»

    2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

    3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. No 46)

    За принятие проголосовали:

    по МК (ИСО 3166)004-97

    4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2020 г. Nv 1161 -ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32961—2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2020 г.

    Транспортировка и хранение

    Бортовые камни перевозят разнообразным транспортом в контейнерах, на поддонах или в пакетах. Единственное условие – изделия должны быть перевязаны проволокой или стальной лентой, которая бы обеспечила должную фиксацию блоков и их полную сохранность.

    Читайте также:
    Термодревесина (термодерево): технология, свойства, область применения

    Важно! Грузить камни навалом и разгружать их путем сбрасывания запрещено.

    Хранить изделия следует в штабелях (высотой до 200 см) с деревянными (или выполненными из других материалов) прокладками (толщина каждой – не менее 3,0 см) на складе готовой продукции.

    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

    Труба полипропиленовая, армированная алюминием или стекловолокном: преимущества и особенности

    При установке трубопроводов подачи горячей воды или систем отопления часто возникает вопрос поиска альтернативы дорогостоящим трубам из меди и других видов металла. В качестве их аналога лучше всего подходят изделия из полипропилена. Но обычные полипропиленовые конструкции обладают массой недостатков. Поэтому современные производители стали выпускать другую разновидность ПП труб – изделия с армированием из стекловолокна.

    ПП-трубы армированные — один из лучших вариантов для монтажа отопительных систем

    Преимущества и недостатки полипропиленовых труб

    Цельные полипропиленовые трубы, для которых на рынке принята маркировка PPR, превосходят пластиковые и металлические изделия по многим критериям. Они недорогие, прочные и лёгкие. Транспортировку изделий из данного вида пластика к месту проведения работ можно осуществить своими силами. Монтаж таких систем не требует специальных навыков и профессионального оборудования. Полипропилен хорошо переносит низкие температуры: его структура не нарушается даже после заморозки и оттаивания воды в трубопроводе.

    Вместе с этим, у изделий из цельного полипропилена есть и характеристики, не лучшим образом сказывающиеся на их работоспособности. В первую очередь, это достаточно низкая температура плавления. Полипропилен начинает плавиться в фабричных условиях при 175 градусах. Становиться мягким этот пластик может уже при 130-140 градусах.

    Казалось бы, при стабильной температуре в системе отопления, равной 90-95 градусам, это ограничение можно не принимать в расчёт. Но не стоит забывать, что при совмещении факторов высокого давления и высокой температуры в системе, влияние горячей воды сказывается гораздо более ощутимо на стойкости материала. Поэтому потеря целостности полипропилена в участках трубопровода при перепадах давления вполне вероятна.

    Армированные трубы в сравнении с обычными более прочны и устойчивы к температурным перепадам

    Также полипропилен имеет свойство заметно расширяться при тепловом воздействии. Обычно происходит деформация в длину: трубы растягиваются, на их поверхности появляются волны. Это явление нежелательно не только в силу эстетических причин. В тех случаях, когда полипропиленовые трубы утоплены под стяжку пола или заложены в покрытие стены, изменение физического размера конструкции повлечет за собой растрескивание цемента и штукатурки.

    Полипропиленовые трубы, армированные стекловолокном или алюминием способны если не полностью лишить пластиковые изделия всех недостатков, то хотя бы на порядок улучшить их характеристики. Армированный слой дает возможность безопасно использовать трубы в любых системах отопления и водопровода.

    Какие полипропиленовые трубы лучше: армированные стекловолокном или алюминием?

    Для увеличения прочности полипропиленовых труб применяется два вида армирования: с помощью алюминиевой фольги и стекловолокна. Алюминиевый лист может быть перфорированным, может покрывать изделие с внешней стороны или же находиться посередине трубы между двумя слоями полипропилена. Слой стекловолокна всегда размещается внутри полипропиленовой трубы.

    Если давление в будущем трубопроводе будет высоким, лучше использовать трубы, оснащенные прослойкой из алюминия

    Полезный совет! Армирование алюминием повышает способность трубы выдерживать высокое внутреннее давление. Если неизвестно точно, какие характеристики будет иметь давление в монтируемой системе, лучше приобрести трубы с алюминиевым каркасом.

    Изделия с армированием алюминием (маркировка PPR-AL-PPR) обладают высокой жесткостью, отлично выдерживают нагрузки и не подвержены деформации. Слой алюминия составляет от 0,1 до 0,5 мм в зависимости от диаметра конструкции. Алюминиевая фольга соединяется с основным материалом с помощью клея. Если при производстве был использован некачественный клеевой состав, трубы могут расслоиться. Армированные алюминием пропиленовые трубы, изготовленные технологически правильно, со временем не теряют герметичности.

    Наличие армирования алюминием предполагает проведение дополнительных операций в монтаже. Перед пайкой алюминиевый слой необходимо зачищать. Без зачистки трубопровод довольно быстро перестанет функционировать. Во-первых, это произойдёт из-за расслоения фольги и пластика при плавке; во-вторых, из-за разрушения алюминия вследствие электрохимических процессов в системе.

    Особенность полипропиленовых труб со стекловолокном заключается в том, что армирующий слой в данном случае очень схож по составу и свойствам с основным материалом. Во время сварки с фитингом полипропилен и стекловолокно образуют прочный сплав, не подверженный расслоению. Поэтому трубы из полипропилена, армированные стекловолокном, можно назвать более универсальным, простым и, главное, долговечным вариантом.

    Характеристики полипропиленовых труб, армированных стекловолокном

    Стекловолокно – это более современный вид армирования, чем алюминиевая фольга. Трубы, укреплённые таким материалом, имеют трёхслойную конструкцию.

    Армирующий слой стекловолокна располагается в середине труб — между слоями полипропилена

    Причём внутренний слой, выполняющий функцию армировки, представляет собой тот же полипропилен, но с добавлением волокон фибры – стекловолокна. Характеристики прочности сцепления стекловолокна с пластиком практически равна монолиту. Полипропиленовые трубы, армированные стекловолокном, имеют следующую маркировку: PPR-FB-PPR.

    Данная разновидность армированных труб отличается множеством положительных свойств:

    • отсутствие вероятности появления коррозии в системе;
    • стенки полипропиленовых труб очень гладкие, что препятствует возникновению отложений;
    • изделия имеют высокие показатели прочности, не деформируются под действием тепла;
    • хорошо переносят химические и биохимические воздействия;
    • отличаются невысокими показателями гидравлического сопротивления, поэтому потери напора в системе будут незначительными;
    • обладают звукоизоляционными качествами;
    • не меняют состав воды, не выделяют веществ, вредных для человека.
    Читайте также:
    Дом из газобетона: технология строительства, фото, видео

    Стекловолокно, по сути, играет роль каркаса, не позволяющего полипропилену расширяться при определенных условиях. Волокна фибры не влияют на производительность трубопроводной системы, а лишь улучшают её характеристики. Примерный эксплуатационный срок полипропиленовых труб со стекловолокном составляет более 50 лет.

    Полезный совет! Характеристики полипропиленовых труб, армированных стекловолокном, уступают трубам с алюминиевым каркасом, пожалуй, только в одном случае. Жесткость изделий со стекловолокном намного ниже, поэтому для систем, имеющих протяженность более 1,5 м, необходимо применять специальные крепёжные элементы для стен. Иначе трубопровод будет деформироваться из-за провисания.

    Крепить армированные трубы нужно специальными клипсами или хомутами, располагая их строго через определенное расстояние

    Выпускаются трубы с армированием из стекловолокна различных диаметров. При выборе необходимого размера нужно учитывать назначение трубопровода. Модели с диаметром менее 17 мм применяются для укладки теплых полов, 20 мм – для домашних систем горячего водоснабжения. Диаметр от 20-25 мм используется для установки отопительного оборудования в общественных местах, а также для монтажа канализационных стояков. От диаметра зависит и способ крепления труб: для малых подойдут пластиковые клипсы, для больших лучше применить хомуты.

    Способы монтажа полипропиленовых труб со стекловолокном

    Монтаж труб с армированием из стекловолокна не отличается от соединения цельных изделий из полипропилена. Существует три метода монтажа армированных конструкций:

    • с применением резьбовых фитингов;
    • холодная сварка (клееные муфты);
    • диффузная сварка.

    Соединение резьбовыми фитингами осуществляется при помощи кругового обжатия монтажной гайки. Труба надевается на штуцер фитинга и с усилием прижимается. Соединение выходит очень плотным, и испортить детали в рабочем процессе почти невозможно. Этот способ можно применять даже в системах напорного трубопровода. Единственное, с чем могут возникнуть трудности, это сила нажатия на фитинг. От слишком сильного давления гайка может лопнуть.

    Холодная сварка, при которой соединение осуществляется с помощью специального клеевого состава, не обеспечивает достаточной надёжности стыку. В этом случае используются муфты из полипропилена, на внутреннюю часть которых наносится клей. Затем в муфту вставляется отрезок трубы и конструкция удерживается в одном положении некоторое время, чтобы клей схватился.

    Метод диффузной сварки не уступает в прочности резьбовому соединению. Минус этой технологии в том, что она требует наличия дополнительного инструмента – сварочного аппарата. Температура для пайки вычисляется в зависимости от диаметра трубы и толщины ее стенки.

    Полипропиленовые трубы с армированием из стекловолокна сегодня являются идеальным вариантом для домашних отопительных и водопроводных систем. Недорогие и качественные, они лишены существенных недостатков, и поэтому прекрасно решают проблемы изделий из цельного полипропилена и успешно заменяют привычные металлоконструкции.

    Какой полипропилен выбрать? Виды армировки. Плюсы и недостатки

    Когда вы приходите в магазин за полипропиленовой трубой то глаза разбегаются не только от ассортимента и цвета, но и возникает один из главных вопросов: «Какой полипропилен дучще выбрать? С армированием или без?». Разбираемся ниже

    Что из себя представляет полипропилен?

    Полипропилен — это такой материал, который по своей природе подвержен значительному удлинению и расширению во время нагрева.

    Система горячего водоснабжения, длинной 10 м, смонтирована при температуре 20 С, а по трубе пройдет вода с температурой 100 С. При такой разнице температур каждый метр трубы может удлиниться на 12 мм, соответственно при длине трубы в 10 м, труба растянется на 12 см.

    Именно поэтому во время проектирования и установки систем отопления или горячего водоснабжения данное свойство полипропилена нельзя оставить без внимания по ряду причин:

    • прямая труба пойдет некрасивыми волнами. Особенно если будет длинный участок;
    • Если трубы спрятали в стену, то велика вероятность нарушения декоративных покрытий на стене.

    Армирование полипропиленовых труб сделано как раз для того, чтобы сократить линейное расширение при нагреве. При этом образуется что-то вроде жесткого каркаса, который не дает трубе удлиняться. При этом армированная труба не становится крепче, каркас служит лишь для того, что б сократить линейное удлинение. Стоит ли выбирать такой вид полипропилена? Читаем дальше про виды армировки.

    Алюминий с внешней стороны трубы

    Труба с алюминиевой армировкой

    Алюминиевый слой не придает прочности трубе, так как в отличии от металлопластиковых труб для армирования полипропилена используется алюминиевая фольга толщиной от 0,1 до 0,5 мм. Но в тоже время прекрасно решает проблему линейного удлинения. Как говорилось выше, если без армирования 1 м полипропиленовой трубы при нагреве удлиниться почти на 12 мм, то в тех же условия при армировании алюминием с внешней стороны труба изменит свою длину лишь на 2 мм.

    Алюминиевая фольга с полипропиленом соединяется с помощью специального клея. Армирование алюминием с внешней стороны происходит в такой последовательности:

    Полипропиленовая труба – слой клея – алюминиевая фольга – слой клея – слой полипропилена.

    Качество клеевого соединения и самого полипропилена влияют на долговечность и срок службы такой трубы.

    Достоинства армирования алюминием с внешней стороны:

    • Значительно сокращается линейное удлинение полипропиленовой трубы.

    Недостатки армирования алюминием с внешней стороны:

    • Со временем на некоторых участка трубы могут образовываться вздутия.

    Внешне кажется, что трубу в скором времени прорвет, но на самом деле это не так. Вздувается лишь внешний тонкий слой полипропилена, которым покрывается алюминиевая фольга.

    Читайте также:
    Сколько цемента нужно на 1 м3 бетона: в килограммах, мешках

    Производители полипропиленовых труб допускают такие вздутия, так как это не влияет на прочность самой трубы. Основной толстый слой полипропилена остается не поврежденным. Вздутия могут образовываться из-за остаточной влаги во время производства. Этого недостатка бояться не стоит, система продолжит исправную работу и дальше не смотря на непрезентабельный вид.

    • Внешний слой необходимо зачищать перед сваркой так как внешний диаметр полипропиленовой трубы с алюминиевым армированием больше обычного.

    Алюминий с внутренней стороны трубы

    Такой метод армирования полипропиленовой трубы является одним из решений по устранению внешних вздутий. Хотя при таком методе все равно есть потенциальный риск возникновения вздутия слоев, с разницей только в том, что этого не будет видно пользователю. С такими небольшими вздутиями система продолжит работать и дальше.

    Достоинства армирования алюминием с внутренней стороны:

    • Слой полипропилена между армировками довольно большой и ему гораздо тяжелее вздуться.

    Недостатки армирования алюминием с внутренней стороны:

    • Возможное схлопывание слабых участков полипропиленовой трубы внутрь если допустить ошибку во время проектирования или эксплуатации системы. что повлечет за собой нарушение работы и возможно целостности системы.

    Полипропилен со стекловолокном

    Наиболее популярными армирующим слоем на данный момент является стекловолокно. Выбирая полипропилен со стекловолокном вы увидите, что внутри и снаружи такой трубы полипропилен, а центральным слоем является стекловолокно. Однако все три слоя представляют собой единое целое, так как центральный слой стекловолокна изготавливается на основе полипропилена замешанного с волокнами стекла. Линейное удлинение таких труб немного больше чем при армировании алюминиевой фольгой и составляет около 2,5 мм при длине трубы в 1 м.

    Полипропилен с базальтовым стекловолокном

    Полипропиленовые трубы с армированием из базальтового волокна — это новейший тип труб четвертого поколения. Выбирая такой полипропилен, имейте в виду, что линейное удлинение таких труб такое же, как и при армировании стекловолокном. Однако данный тип армирования имеет ряд существенных преимуществ:

    • Высокая термостойкость и устойчивость к перепадам давлений.
    • Высокая прочность трубы.
    • Такая труба имеет большее внутренне-проходное сечение и соответственно меньшую толщину стенки.

    Нет особой разницы какую полипропиленовую трубу вы выберете, армированную стекловолокном или базальтом, на характеристики это никак не влияет. Разница только в технологии изготовления. Существует много компаний, которые производят полипропиленовые трубы с одинаковыми рабочими характеристиками, но разной армировкой.

    Так все-таки какой полипропилен лучше?

    Трубы без армирования алюминиевой фольгой гораздо проще монтируются. Такие трубы не нуждаются в предварительной обработке перед сваркой, не вдуваются и не схлопываются. Тогда возникает вопрос, почему имея ряд существенных недостатков данный вид армирования до сих пор используется? На самом деле существует такое понятие как «кислородопроницаемость». Воздух, который проникает через стенки трубы, попадает в теплоноситель. Воздух в системе отопления может ей навредить, так как возрастает шанс появления корозии. Полипропиленовые трубы, армированные сплошным слоем алюминиевой фольги полностью не проницаемые для кислорода. Труба, армированная перфорированным алюминием, пропускает кислород, однако не в таких объемах как труба без армировки вовсе.

    Сейчас в качестве кислородного барьера стали применять трубы со слоем из этиленвинилового спирта с внешней стороны трубы, что препятствует проникновению кислорода в теплоноситель. Можно сделать вывод, что в скором времени трубы с армированием алюминиевой фольгой просто перестанут производить. Потому как существуют другие виды армирования, которые не имеют таких же недостатков как этот.

    Выводы:

    1. Армировка нужна для компенсации линейного удлинения при нагреве.
    2. Армировка существует из алюминия в виде сплошной фольги снаружи трубы и внутри. Перфорированный алюминий – снаружи.
    3. Армированная труба стекловолокном или базальтом заменяет алюминиевую армировку в системах водоснабжения. Дополнительны антидиффузионный слой делает ее пригодной для монтажа в системах отопления.

    Какой полипропилен лучше использовать?

    Опираясь на полученную информацию, вы можете четко представить для чего и какое армирование необходимо. В каждом конкретном случае определить наиболее выгодный для себя вариант. Где-то можно приобрести полипропиленовые трубы с алюминиевым армированием для компенсации проникновения кислорода. Для быстрого монтажа системы выбрать полипропилен базальтовый или армировкой из стекловолокна, если речь идет не об системах отопления.

    Полипропиленовые трубы для отопления: армированные стекловолокном и фольгой. Что лучше?

    Чтобы при разводке системы отопления не испортить все некачественными трубами, необходимо выбрать «правильного» производителя и трубы соответствующей категории. Производителей полипропиленовых труб в мире достаточно много, но пока еще не разработана единая система маркировки и часто изделия из одного и того же материала, с аналогичными характеристиками имеют разное обозначение. Тем не менее, некоторые обозначения стандартны, и их знание облегчит выбор материала с требуемыми техническими характеристиками.

    Характеристики и маркировка полипропиленовых труб

    Чтобы ориентироваться в названиях и понимать разницу, немного поговорим о марках полипропиленов. Любой из них обозначается двумя латинскими буквами: «PP» или в русскоязычном варианте «ПП». Далее могут стоять цифры или другие буквы, которыми «маскируются» типы материалов:

    • Гомополимеры — это первый тип, потому и обозначаться может как PPH, PP-1, PP-тип 1.
    • Блоксополимер – полимер второго типа. Обозначается PPB, PP-2, PP-тип 2.
    • Самый современный, с лучшими характеристиками – рандом сополимер. Его обозначают: PPR, PP-random, PPRC. Они длительное время выносят температуру среды до 70 о С и кратковременные ее превышения. Так что Для отопления ищите именно рандом-сополимерные полипропиленовые трубы, хотя по сравнению с другими типами они имеют более высокую стоимость.

    ПП трубы выпускаются из разных полимеров с разными характеристиками , которые влияют на область эксплуатации

    Именно трубы PPR (ППР в русскоязычном варианте) на данном этапе считаются самыми лучшими, безопасными и надежными. Изделия PPR, PP-random могут использоваться в системах централизованного отопления, а также индивидуального, если стоит газовый или жидкотопливный котел. Если установлен твердотопливный котел с автоматической защитой от перегрева (срабатывает при температуре теплоносителя 95 о С), для разводки системы отопления можно использовать специальный полимер, который имеет повышенную стойкость к температурам: PPs. Он нормально переносит внутреннюю среду в 95 о С и краткие перегревы до 110 о С.

    Если в системе будет стоять твердотопливный агрегат без автоматики, никакой полипропилен не выдержит. Тогда для разводки вам понадобятся или медные или стальные трубы. Использовать полипропилен можно в сетях с таким котлом только при наличии жидкостных теплоаккумуляроров, которые сглаживают перепады температур, повышают безопасность системы и снижают себестоимость отопления, одновременно повышая его комфортность.

    PPR трубы используются в системах отопления, горячего и холодного водоснабжения

    Следующее, на что нужно обратить внимание, это на давление. Маркируется этот параметр латинскими буквами PN, а цифры, стоящие за ними, обозначают номинальное давление воды, которое может выдерживать эта труба на протяжении 50 лет при температуре среды 20 о С. Выпускают трубы PN 10, PN 16, PN 20 и PN 25. Соответственно эти изделия прослужат 50 лет при давлении 10, 16, 20 и 25 бар/см 2 и температуре среды 20 о С.

    При изменении температуры и/или давления срок эксплуатации значительно сокращается. Например, срок эксплуатации изделий PN 16 при 50 о С уже не 50 лет, а всего 7-8. Нужно также знать, что чем больше давление, тем толще стенка трубы, хотя PN 20 и PN 25 имеют слой армирования, из-за чего их стенки и наружный диаметр меньше, чем у аналогов PN 16.

    В принципе, для индивидуального отопления можно использовать и марки PN 10, PN 16. Они пригодны для температур теплоносителя не выше 70 о С. Пиково и кратковременно могут выносить нагрев до 95 о С. Срок службы у них при таких условиях, конечно, не 50 лет, но десяток лет они работать будут. Как положительный момент таких труб можно отметить меньшую стоимость (по сравнению с PN 20 и PN 25). Но есть очень существенный недостаток: большой коэффициент расширения. Каждый метр трубы при нагреве до 70 о С увеличивается практически на 1 см. Если такие трубы спрятать в стене или в стяжке пола без компенсационного контура или петли, то через некоторое время они разрушат близлежащие материалы. Если же они проложены поверху (зафиксированы к стене клипсами/держателями), то ощутимо провиснут. Если в «холодном» виде такой трубопровод выглядит нормально и взгляд на нем не задерживается, то висящие трубы ощутимо портят внешний вид. Потому такие трубы используют чаще для разводки холодной или горячей воды (температура ГВС редко превышает 45-50 о С и температурное расширение имеет не такие масштабы).

    Труба из полипропилена (ППР) армированная

    Для отопления обычно используют армированные полипропиленовые трубы (маркировка PN 20 и PN 25). Оба типа подходят как для централизованного, так и для индивидуального отопления. Отличаются эти марки типом армирующего материала: в PN 20 используют стекловолокно, в PN 25 – алюминий (цельный лист или перфорированный зависит от производителя). Несмотря на разные материалы укрепляющей прослойки, оба типа имеют коэффициент расширения значительно ниже, чем у чисто полимерных труб – на ¾ меньше. Но при использовании стекловолокна он на 5-7% выше, чем в фольгированных изделиях.

    Самые лучшие марки (Wain Ecoplastik, Valtec, Banninger и др.) имеют большое количество подделок. Кроме невысокой цены (по сравнению с оригинальными) подделки можно определить на глаз. У качественной трубы слои ровные. Это основной показатель качества. Если армировка располагается посередине, то оба слоя полипропилена имеют абсолютно одинаковую толщину в любом месте, хотя все указанные выше производители располагают слой алюминия ближе к наружному краю.

    Тут четко видно, что слои полипропилена совсем не одинаковой толщины

    Еще один признак, по которому можно определить подделку: практически все лидеры рынка используют сварку алюминия встык. Такие трубы более надежны, хоть для их производства требуется дорогое оборудование. На фото выше виден шов «внахлест». Это явный признак дешевых труб, причем невысокого, мягко говоря, качества.

    Наружная и внутренняя поверхности оригинальных изделий гладкая. Надпись нанесена четко, ровно по линейке, не смазана. Кроме того, чтобы избежать претензий в поделках часто название незначительно искажают: пропускают или добавляют лишнюю букву, заменяют другой.

    Одна из подделок EcoPlastik. Если присмотритесь, увидите ошибку в написании (нажмите чтобы увеличить)

    Так что, просто внимательно присмотревшись к таким «мелочам», вы сможете определить подделку. А вообще, если вы точно определились с маркой, не поленитесь зайти на официальный сайт и поинтересоваться как должны выглядеть трубы выбранной марки, какой должна быть поверхность:матовой или гладкой, какого цвета, как выглядит логотип, который наносят, изучить ассортимент изделий, которые производит данная фирма.

    Трубы армированные стекловолокном

    В трубах PN 20 в качестве армирующего материала используют стекловолокно. Вообще, первоначально, этот тип предназначался для подачи горячей воды. Безусловно, неплохо чувствовать себя они будут и в большинстве отопительных систем. И работать будут неплохо. Не 50лет, но и не год-два. При условии, что это действительно качественные трубы, а не подделка. А теперь подходим к важному моменту: как определить качество. Как ни прискорбно, ориентироваться нужно на цену: европейцы выпускают самые лучшие трубы. Тут не поспоришь: опыт. Но цены у них высокие.

    Теперь о самих трубах и их применении в отоплении. В этом типе изделий ни цвет армирующей прокладки, ни материал, из которого она изготовлена, практически никакой роли не играют. Стекловолокно может быть оранжевого, красного, синего или зеленого цвета. Это просто красящий пигмент и ни на что он не влияет. Если и можно ориентироваться на цвет, то только на продольную полосу, которая нанесена на поверхности трубы: красная говорит о пригодности для горячих сред, синяя – для холодных, обе вместе – об универсальности.

    Теперь об особенностях применения армированных стекловолокном труб именно для отопления. Их можно ставить, но с некоторыми оговорками. Это связано со вторым недостатком полипропилена (кроме большого температурного расширения) – высокой кислородопроницаемостью. В условиях высоких температур большое количество кислорода в системе ведет к достаточно активному разрушению металлосодержащих элементов. Если в системе использованы действительно надежные и качественные, соответствующие сертификатам алюминиевые радиаторы (обязательное условие — из первичного алюминия), то больших проблем быть не должно. Но если их качество вызывает сомнения, или установлены чугунные радиаторы, то использовать нужно только трубы с фольгой, которая в разы снижает количество кислорода, проходящее через стенки труб PPR. И еще один момент: от толщины стенок проницаемость зависит, но не сильно, а зависит от качества материала. Вот и снова вернулись к тому, что для того чтобы отопление из полипропиленовых труб работало долго, требуются качество.

    Полипропиленовые труб армированные стекловолокном и фитинги для них

    Но большая часть монтажников, советует ставить для отопления именно трубы со стекловолокном. Почему? Их монтировать быстрее. Примерно в два раза. А все потому, что для получения качественного сварного шва в фольгированных трубах требуется снять слой фольги и часть материала, который находится над ней. Для этого необходимо специальное устройство (на каждый диаметр — свое). Как водится, хороший инструмент дешевым не бывает, а деньги на него тратить совсем не хочется. К тому же сама процедура зачистки в общей сложности удлиняет процедуру монтажа системы почти в два раза. И сноровка в этом деле тоже нужна. Собственно, их резоны ясны. Но если вы делаете отопление для себя, то вряд ли для вас они решают что-то. Потому внимательно читайте про армирование фольгой. Тут тоже все непросто.

    Трубы армированные фольгой

    Обозначают армированные алюминием полипропиленовые трубы так: РЕХ/Аl/РЕХ. Есть два вида расположения фольги: ближе к наружному краю и посередине. Есть один нюанс монтажа армированных полипропиленовых труб: нельзя допускать контакта фольги с теплоносителем. Потому что даже если в качестве теплоносителя используется вода, она не является химически нейтральной (соли всегда присутствуют даже в мягкой воде). Вступая в реакцию окисления с фольгой, вода разрушает ее, просачиваясь все дальше в трубу. Рано или поздно (скорее рано) такую трубу разорвет. Потомку практически все европейские производители выпускают трубы с фольгой, расположенной ближе к краю. Именно они требуют зачистки: снятия наружного слоя полипропилена и фольги. Зато в результате, при сварке, получается, что металлизированный слой защищен от взаимодействия с водой толстым слоем материала.

    Слой фольги может располагаться ближе к наружному краю трубы или в глубине материала

    При использовании труб, в которых слой фольги находится в середине, требуется не зачистка, а торцовка. Для этого используется тоже специально приспособление, но другого плана – оно срезает на несколько миллиметров фольгу внутри трубы, не разрушая слоев полипропилена. Эта процедура проще и выполняется быстрее (продавцы такие трубы называют «ленивками» понятно, почему?). В принципе, если шов выполнен грамотно и правильно, полипропилен сваривается друг с другом, то такой шов более-менее надежен. Но вот если имеется микропора, то вода в нее проникнет и вызовет расслоение трубы. А наличие микропор гарантировано при недостаточно вертикальном срезе, недостаточном опыте (неправильная выдержка при сварке) и неполном удалении фольги, а проконтролировать насколько тщательно удалена фольга между слоями полимера нереально… Все это чревато разрывами, протечками и нарушением целостности системы. Как они образуются продемонстрировано на рисунке ниже.

    При центральном расположении фольги два слоя полипропилена свариваются далеко не всегда. Вот что получится через несколько лет

    Особенно много неприятностей приносит такое явление, когда трубы у вас спрятаны в стене или в полу. Ремонт будет долгим и нелегким. В некоторых случаях (зимой) быстрее сделать новую разводку «поверху», оставив старую в стене (но слив воду). А микропоры в швах случаются очень часто: контролировать качество удаления фольги между слоями полипропилена практически невозможно, а значит, и гарантировать герметичность шва нереально. И это в случае качественной трубы, а если попадется подделка, типа той, что на фото выше? Как заторцевать такое изделие? О качестве шва тут вообще речи быть не может.

    Разница сварного шва после нескольких лет эксплуатации (нажмите чтобы увеличить)

    Есть у такого расположения еще один недостаток: к фитингу приваривается только верхняя часть материала трубы, а не оба слоя. И это, даже при условии сварки без микрощели, значительно снижает надежность трубопровода. С другой стороны такие изделия (ленивки) значительно дешевле своих европейских аналогов. Тут все объясняется просто: их выпускают фирмы, которые стараются выиграть в цене (турецкие производители и азиатские). Но как эта экономия скажется в дальнейшем? Скорее всего – потребуется срочная замена или ремонт части трубопровода, или системы целиком.

    Вот как в натуральную величину выглядит труба с центральным расположением фольги после 2-х лет эксплуатации

    Все сказанное выше справедливо для сплошного листа фольги в качестве армирующего слоя. Но есть еще перфорированная фольга. Производится она турецкой кампанией Kalde. Производитель заявляет, что из-за наличия перфорации слой фольги удалять необязательно: при сваривании через поры происходит адгезия материалов, которая обеспечивает прочность соединения. Насчет прочности, наверное, все так и обстоит. Но как насчет реакции с фольги с водой и кислородопроницаемости? Наверняка эти показатели хуже, чем у труб с цельной фольгой. Хотя тут та же ситуация, что и в ППР трубах, армированных стеклопластиком: при использовании качественных алюминиевых радиаторов система будет служить достаточно долго.

    Полипропиленовый трубы турецкой фирмы Kalde с перфорированным алюминием

    Итоги

    Не знаю как вы, но для себя я могу сделать следующие выводы. Если проводка будет скрытая, однозначно необходимы полипропиленовые трубы армированные сплошной фольгой. Причем фольга должна располагаться ближе к наружному краю, а не посередине. Если трубы располагают «поверху», вполне можно использовать качественные трубы для отопления со стекловолокном (только не в тех системах, где стоит твердотопливный котел).

    О том, как правильно сваривать трубы из полипропилена, какие фитинги для этого нужны и порядок действия при сварке читайте в статье «Полипропиленовые трубы и фитинги: виды и порядок сварки«

    П/п трубы на отопление – с армировкой стекловолокном или алюминием?

    Подскажите, господа – автономная система отопления частного дома, трубы на отопление из полипропилена – какие лучше -с армировкой стекловолокном или алюминием (внутренний слой)?

    Лучше Рехау.
    В каждой шутке есть доля правды.

    для автономки по соотношению цена-качество-трудоемкость-скорость монтажа нет ничего лучше нормального МП

    И что же в МП дешёвого – фитинги? . Цена на метраж примерно одинаковая, а вот в фитингах отличается в разы! В большие разы . Со скоростью монтажа, вопрос тоже не простой, а качество МП соединений на порядок “слабее” ПП.
    Жаль, что вопрос был направлен именно “господам”, а так бы я сказал, что у ПП армированного стекловолокном, большиее линейное расщирение .

    Металлопласт бывает на пресс-фитингах.
    Они стоят в 1.5 раза дешевле Рехау, сама труба в 2 раза дешевле Рехау.
    По цене получается достаточно близко к ПП из Чехии. Хотя да – Китай будет в 2 раза дешевле. Но ставить такое на отопление безумие.
    Но все-равно нужно брать Рехау. Потому что разница в цене реально копейки – а на фоне общих затрат на оборудование это вообще ничто.

    ДК ,
    Стекловолокно не приемлемо для отопительной системы, из за кислородной диффузии и температурных удлинении.
    Стоимость метало пластиковых фитингов не намного больше, чем стоимость немецкого полипропилена.
    Качество фитинга у МП намного выше чем у любого ПП, так как это цельно латунный фитинг, а не впаянная резьба в пластик (слабое место ПП).
    Возможно пайка ПП и прочней, чем пресс МП (хотя ” > ), но фактор дурака у пресс систем меньше чем пайка ПП или меди + скорость монтажа куда быстрей и проще, не даром половина западной Европы использует МП и PEX для отопления, доля пп ничтожна там.

    mitin , по возможности берите Rehau, оно того стоит.

    Для отопления использую ПП с зачисткой.В 2007 году. Один раз на одном обьекте печь с котлом водяного отопления.Так вот зимой человек уехал из дому.И как всегда по закону подлости ударил мороз. На улице -28 стояла погода .Хозяина не было 7 дня.Человек приехал система замерзла .Думал кранты. Отсоединили систему от печи и ПП отогрели осторожно паяльной лампой и система отогрелась и работает по сей день. ПП ни где не рвануло и радиаторы целы остались.Но когда откручивали радиаторы везде был лед и в трубе тоже.

    ДК написал :
    , что у ПП армированного стекловолокном, большиее линейное расщирение ..

    Делал такими трубами отопление в Мытищах. Трубы и весь материал покупал заказчик. Котёл когда запустили примерно через час трубы сильно повело,даже клипсы повырывало. Какие трубы купили – то и получилось. А заказчик хотел вину на меня свалить – мол того монтаж не правильный.

    виктор1 написал :
    ПП ни где не рвануло и радиаторы целы остались.

    А у нас радиаторы все порвало и котёл – а трубы целые.

    Не зря на отопление рекамендуется ПП с зачисткой.Я по отоплению работаю только ПП с зачисткой.

    Я себе на отпление в частный дом ставил ПП армированный алюминием, под зачистку. М/пл пресс цена вааще безбашенная выходит. Брал ППР Pilsa, все отлично. Качество пайки меня вполне устроило, не сказал бы, что хуже, чем у немцев и чехов, материал один и тот же, но цена ( в прошлом году, лето) – намного интереснее. Спаял, доволен. Зачем переплачивать? Тем более, что Pilsa входит теперь в концерн Wavin, который свои стандарты качества и на этот бренд тоже рапространил. Ekoplastik чешский тоже Wavin курирует. Только не берите ПП с внутренней армировкой алюминием.

    AlexMax написал :
    для автономки по соотношению цена-качество-трудоемкость-скорость монтажа нет ничего лучше нормального МП

    Фитинги с разрезным кольцом очень дорогие, а пресс-фитинги у нас не умеют монтировать (конкретно у нас, имею в виду, плюс клещи нужны – в итоге по цене ,если нанимать – то же самое)

    SNoteS написал :
    Я себе на отпление в частный дом ставил ПП армированный алюминием, под зачистку. М/пл пресс цена вааще безбашенная выходит. Брал ППР Pilsa, все отлично. Качество пайки меня вполне устроило, не сказал бы, что хуже, чем у немцев и чехов, материал один и тот же, но цена ( в прошлом году, лето) – намного интереснее. Спаял, доволен. Зачем переплачивать? Тем более, что Pilsa входит теперь в концерн Wavin, который свои стандарты качества и на этот бренд тоже рапространил. Ekoplastik чешский тоже Wavin курирует. Только не берите ПП с внутренней армировкой алюминием.

    У нас только с внутренней армировкой продают. Монтажники как только увидят п/п с внешней армировкой – их коробит сразу – чистить замучишься

    Уважаемые, Вы некорректно трубы то сравниваете! Металлопластик хорош при коллекторно-лучевой системе разводки – там ваще фитингов почти не надо. Каждая трубка одним концом на коллекторе – другим на батарее. Все подтягиваемо.
    Если же разводка бесколлекторная – таки да, глупо применять металлопластик. В моей системе примерно 20% от метража – полипропилен, и 80% – металлопластик.

    mitin написал :
    У нас только с внутренней армировкой продают. Монтажники как только увидят п/п с внешней армировкой – их коробит сразу – чистить замучишься

    Сколько стыков нужно зачистить в частном доме? Это ж не 9-и этажку обвязать. Тем более, для себя, любимого чего ж не сделать все красиво и надежно? Я чистил ножницами, которыми трубу резал, и пассатижами. Стык – четыре секунды, замерял))) А с внутренней армировкой трубу ТОЖЕ ЧИСТИТЬ НУЖНО. Пайка без зачистки трубы с внутренней армировкой алюминием – нарушение технологии. И вообще, труба с внутренней армировкой нарушает технологию ППР в принципе. Это хорошо для строителей, чтобы не тратя лишнего времени на зачистку, обвязать большой обьект, сдать его, и адьос, амиго. А дальше, уважаемые жильцы, долбитесь сами. Кста, ни экопластик, ни пилса НЕ БУДУТ делать трубу с внутренней армировкой, подтвержденный факт.

    Vladimir_Vas написал :
    В моей системе примерно 20% от метража – полипропилен, и 80% – металлопластик.

    У меня примерно так же. Но только не МП а сшитый полиэтилен.Цена практически такая же – но качество лучше.Но и некотрые виды полиэтилена намного лучше гнуться,чем Мп.У меня под МП и Ремс имееться и ручные клещи – но после обсуждения сдесь на форуме про Овентроп. Уже побаиваюсь им работать.

    SNoteS написал :
    Я чистил ножницами, которыми трубу резал, и пассатижами. Стык – четыре секунды, замерял)))

    SNoteS ,
    Хотелось бы видео “процесса”.
    А электрорубанком (лобзиком, перфоратором- вариантов много) не пробовали?

    виктор1 написал :
    Не зря на отопление рекамендуется ПП с зачисткой

    А с внутренней армировкой куда рекомендуется?Просто нужно расчитывать отопление что-бы теплоноситель не кипяток бегал и зазоры по углам оставлять(компенсацию на тепловое расширение)тогда не будет клипсы вырывать.

    NNN написал :
    SNoteS , Хотелось бы видео “процесса”.
    А электрорубанком (лобзиком, перфоратором- вариантов много) не пробовали?

    Да нет, не пробовал. А видео пришлю, чего уж, как раз сегодня другу буду водомеры ставить. А выбрал такой способ потому, что если буратинами чистить, то палюбас или фольга остается (дочищать нужно), или снимается небольшой слой ппр. А так, как делаю я – только фольга удаляется, и остается стандартный диаметр трубы. От так

    iv.iv написал :
    А с внутренней армировкой куда рекомендуется?Просто нужно расчитывать отопление что-бы теплоноситель не кипяток бегал и зазоры по углам оставлять(компенсацию на тепловое расширение)тогда не будет клипсы вырывать.

    С внутренней армировкой стекловолокном рекомендуется на ГВС, где труба работает в режиме нагрев – охлаждение. В отоплении режим – постоянный нагрев, туда только трубу с фольгой под зачистку. Трубу с внутренней армировкой фольгой не рекомендуется ставить никуда.

    Какой полипропилен лучше армированный стекловолокном или алюминием

    Ещё совсем недавно трудно было представить систему отопления или водопровода без металлических конструкций. Но покупка, доставка и установка доставляли много проблем их обладателям. Других недостатков у них тоже немало. Вот и пришли им на смену сравнительно недорогие, практически невесомые, простые в установке и привлекательные трубы из полипропилена. Армированные полипропиленовые контуры бывают двух видов. Для того, чтобы не ошибиться с выбором, необходимо сравнить их характеристики и разобраться, что же такое армирование.

    Для чего полипропилену нужно армирование

    Для надёжности отопительной системы или подачи горячей воды необходимо подбирать соответствующие трубы, отвечающие некоторым требованиям. К ним относятся: устойчивость к повышенным температурам и отрицательному воздействию на них теплоносителя. При подключении этих контуров к центральному отоплению особенно важно соблюсти эти требования. Всем этим характеристикам отвечают только армированные трубы.

    В магазинах встречаются различные по толщине полипропиленовые конструкции. Некоторые из них устойчивы к скачкам давления и перепадам температуры. А некоторые не пропускают ультрафиолетовые лучи. Все эти трубы имеют разный коэффициент расширения под воздействием температур и давления. Поэтому, если решено устанавливать полипропиленовые контуры, нужно запастись определёнными знаниями, которые помогут выбрать правильные материалы.

    Армированные трубы имеют повышенную прочность и позволяют снизить расширение до минимума.

    Контуры, армированные алюминием

    Особого внимания заслуживает армирование труб алюминиевой фольгой. Почему же выбран алюминий? Отличительной характеристикой данного металла является защита внутренних стенок от негативного действия химических элементов. Алюминиевую патину могут разрушить лишь соли ртути, которая в данных системах не используется. Именно поэтому трубы находятся под надёжной защитой. Также контуры с алюминиевым армированием способны бороться с перепадами давления воды, циркулирующей внутри. Похожими свойствами обладают такие металлы, как платина, золото и серебро.

    1. Имеют высокую прочность.
    2. Не подвергаются коррозии.
    3. Устойчивы к бактериальному заражению.
    4. Отталкивают известковый налёт.
    5. Не подвергаются механическому износу.
    • Необходимость зачищать стыкуемые концы при установке, что при неумелом вмешательстве может повредить систему в целом. Но если не соблюсти эту рекомендацию, то возможно расслоение материала.
    • При агрессивном воздействии солнца материал может сломаться.
    • Имеют маленький радиус поворота.

    Трубы, армированные стекловолокном

    Эти конструкции вышли на рынок гораздо позже. Стекловолокно расположено между слоями полипропилена. Слои надёжно скреплены между собой и являются монолитным веществом.

    1. При повышении температуры теплоносителя материал не растягивается.
    2. Соединение можно производить сварочным аппаратом, что облегчает процесс монтажа и не требует зачистки концов.
    3. Отсутствие металла в трубах избавляет их от отложения солей.
    4. Обладают антикоррозионными свойствами.
    5. Устойчивы к перепадам давления.
    6. Не реагируют на атмосферные явления.
    7. Контуры экологически безопасные, что позволяет использовать их для горячей воды.

    Недостатки: уменьшенная сопротивляемость внутреннему давлению. Поэтому материал немного размягчится. Для установки потребуется больше крепёжных механизмов.

    Сравнение труб, армированных алюминием и стекловолокном

    • Коэффициент линейного расширения у этих видов труб почти одинаковый.
    • Материалы, из которых изготавливаются армированные конструкции, не распространяют ядовитые вещества при любом температурном режиме.
    • Оба вида труб устойчивы к химическим атакам некачественного теплоносителя.
    1. Трубы со стекловолоконным армированием являются более стойкими и долговечными. А контуры с армировкой из алюминия более чувствительны к скачкам температуры и давления. Это происходит из-за шва, которым скрепляется алюминиевая фольга. А в более дешёвых аналогах слои фольги просто накладываются внахлёст и не скрепляются.
    2. Трубы с армированием стекловолокном препятствуют проникновению кислорода к теплоносителю, что сбережёт котёл и другие металлические элементы от образования ржавчины. А вот алюминий способен пропускать кислород, что быстрее выведет систему из строя.
    3. Конструкции со стекловолоконной прослойкой не потребуют частого обслуживания. Надёжность же труб, армированных алюминиевой патиной, будет зависеть от качества их монтажа.
    4. Стекловолоконные контуры обладают хорошей термоизоляцией, что сводит к минимуму потери тепла. У труб, укреплённых алюминием, теплопроводность выше.
    5. Температурный режим эксплуатации немного отличается. У стекловолоконных конструкций он чуть ниже. При сильном нагреве они могут провисать. А трубы с алюминиевым армированием выдерживают более высокую температуру.

    Какие трубы для чего подойдут

    Осталось выяснить, какие контуры выбрать в конкретной ситуации:

    • Армированные трубы можно использовать для канализации, водопроводов и систем отопления.
    • Для установки системы полива в сельском хозяйстве тоже используется армированный полипропилен.
    • Данные контуры применяются для транспортировки неагрессивных веществ (жидкостей и газов).
    • Для систем водоснабжения подойдут оба вида труб. Разница только в монтаже: если хочется сделать всё быстро, то выбор на стороне стекловолокна.
    • А вот для отопления лучше подойдут трубы с алюминиевым армированием, т.к. они способны противостоять высоким температурам.
    • В системе до 70 градусов можно применить стекловолокно.
    • При использовании труб на улице не рекомендуется алюминиевое армирование, т. к. от солнечных лучей трубы станут хрупкими.
    • В северных районах в системе отопления не применяются полипропиленовые контуры, т.к. для обогрева помещения необходима температура выше 95 градусов. А при такой температуре полипропилен не эксплуатируется.

    Опираясь на данные рекомендации, можно смело идти в магазин и выбирать наиболее подходящий для конкретной ситуации вариант.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: